ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ТЕРМИНОВ,
относящихся к домашнему компьютеру TI-99/4A

C
C: Си или язык программирования Си - исключительно гибкий язык программирования, разработанный Брайаном У. Кериганом (Brian W. Kerighan) и Деннисом Ричи (Dennis Ritchie) из компании "Белл Лабораториз" в 1972 г. Версия для компьютера "TI-99", названная "c99", создана канадским программистом Клинтом Пулли (Clint Pulley) и стала доступна для сообщества пользователей TI-компьютера в декабре 1985 г.

CACTUS EATERS: название компании, созданной Стивом Лэмпки (Steve Lampke) и Эдом Ли (Ed Lee). Эта компания создала игры Intercept и Black Hole на языке ассемблера для компьютера TI-99/4A (сообщил: Брайан Ропполо (Bryan Roppolo).

CALENDAR MAKER 99: Создатель календарей-99 - Программа выпущена компанией Asgard Software в марте 1988 г. Авторы - Крис Боббит (Chris Bobbitt) и Эд Джонсон (Ed Johnson), создавший также программу "Page Pro". Программа дает возможность создавать крупные, с пользовательскими рисунками, календари для любого года с 1600 по 2400 год. Каждой календарной дате можно присвоить текстовое сообщение длиной до 89 знаков. Комплект состоит из 2 дискет и 20-страничного руководства пользователя. Для работы программы требовались картридж с Extended BASIC, карта 32Kб расширения памяти, привод односторонних дискет и принтер производства Epson, Star, TI или Panasonic. Стоимость пакета $19.95 + 75 центов на пересылку.

CALENDAR MAKER UTILITIES: Дополнения к Создателю Календарей - Пакет программ, выпущенных в 1988 году компанией Asgard Software по мелкооптовой цене $12.95. Подборку программ на дискете создали Крис Боббит (Chris Bobbitt) и Эд Джонсон (Ed Johnson), написавший также программу Page Pro. Дает возможность создавать и печатать разработанные пользователем шрифты, окантовки, а также заголовки месяцев и года на английском, французском, немецком и испанском языках. В комплект входит подпрограмма создания файла любого календарного дня.

CALIFORNIA DREAMERS: название компании из города Чикаго, штат Иллинойс, которая выпускала поздравительные открытки. На одной открытке 1984 года представлена бежевая консоль компьютера TI-99/4A и надпись "Я хотел бы программировать для тебя". Дизайн открытки создан Джимом Лейнхартом (Jim Lienhart) с фотографии, выполненной Джин Коулман (Gene Coleman).

CALIFORNIA PROGRAMS: см. статью Rocketman.

CALL A, CALL D, CALL G, CALL H, CALL L, CALL P, CALL S: резидентные подпрограммы на картриджах Personal Record Keeping (индекс PHM 3013) и Statistics (индекс PHM 3014), вызвать которые можно было из-под языка TI BASIC, что позволяло писать программы на TI BASIC, и которые потом использовались для управления упомянутыми картриджами.

CALL FILES: Команда, в общем предназначенная для отключения обращения к внешнему дисководу ОС TI-DOS (если подключены контроллер дисковода и дисковод), чтобы большие файлы на компакт-кассете занимали бы поменьше места в памяти при загрузке. См. ниже Заметки пользователя в этой же статье, которые составил в 1987 году Рэй Казмир (Ray Kazmer).

Для передачи слишком длинного файла с компакт-кассеты на диск:

1. В командном режиме ввести CALL FILES(1).
2. Загрузить файл с ленты компакт-кассеты.
3. После загрузки файл ввести CALL FILES(3).
4. Сохранить файл на диск. Файл будет записан в формате Internal/Variable254 и будет запущен.

Для передачи слишком большого файла с диска на ленту:

1. Загрузить файл в формате Internal/Variable254 с диска.
2. В командном режиме ввести CALL FILES(1).
3. Сохранить файл на ленту (теперь уже в формате PROGRAM).

CALL LOAD(-31804,A,B) - команда выхода программы на языке Extended BASIC на фирменный экран-заставку, если перед этим уже была введена команда CALL INIT.

CALL LOAD(-31806,16) - команда отключения кнопки QUIT после ввода команды CALL INIT.

CALL LOAD(-31878,0) - команда отключения вывода спрайтов после ввода команды CALL INIT.

CANNON BLAST: Выстрел из пушки - одна из трех компьютерных программ на демонстрационной дискете, которая предполагалась к продаже вместе с компьютером "TI-99/2 Basic Computer". Две другие программы на компакт-кассете - "Addition Tutor" (учитель) и "Loans" (налоги).

CANTUA-MORRIS, TAMI: Чанто-Моррис, Тами - редактор альманаха "Texas Instruments Home Computer Newsletter" в 1982-83 гг.

CAR WARS: Автомобильные войны - картридж с индексом PHM 3054, выпущенный в 4-м квартале 1981г. по мелкооптовой цене $39.95. Игру для картриджа написал сотрудник компании Texas Instruments Джеймс И.Драмис (James E. Dramis). Тема игры предусматривает управление автомобилем в лабиринте линий, чтобы "съесть" все точки на линии и не столкнуться с автомобилем, которым управляет компьютер. Невнятная, с убогой графикой, не увлекательная и в целом не принесшая дохода игра, не представляющая никакого интереса для геймера, но интересная для коллекционера. Лично мне кажется, что игра "Car Wars" стала "учебной работой" для программиста, который позднее создал во всех отношениях великолепную игру "Parsec" (вместе с другим сотрудником компании TI Полом Урбанисом (Paul Urbanus). В документации к игре "Car Wars" (индекс 1037109-54) сказано: "Ваш автомобиль против машины компьютера! Нужно собрать призы на дороге, уворачиваясь от машины компьютера, которая пытается спихнуть вашу машину с дороги".

Комментарий пользователя: Car Wars - игра аркадного типа. Игровое поле - лабиринт, заполненный точками. Цель игры - очистить лабиринт от точек своим автомобилем, стараясь не столкнутся с автомобилем, которым управляет компьютер. Управлять движением своего автомобиля в лабиринте можно с помощью джойстика или кнопок со стрелками на клавиатуре. В коридорах лабиринта есть разрывы, что позволяет переходить из коридора в коридор и что дает небольшое преимущество над автомобилем компьютера. Скорость движения автомобилей устанавливают через меню перед началом игры. Можно назначить три различные скорости. Автомобили начинают движение в противоположных направлениях с одинаковой скоростью, однако во время игры автомобиль компьютера может менять свою скорость, в зависимости от выбранного также перед началом игры в другом пункте меню уровня "разрешенного ускорения". Можно вдвое увеличить скорость своего автомобиля нажатием кнопки стрельбы на джойстике или кнопки "Y" на клавиатуре. После завершения очистки лабиринта вы получите призовые очки и в вашем "гараже" появится дополнительный автомобильчик (в начале игры у вас три автомобиля). После чего лабиринт вновь заполняют точки и начинается следующий раунд игры. Игра завершается когда вы потеряете все автомобили. Игра "Car Wars" может доставить удовольствие и взрослым и детям, имеет хорошие графику и звук.

CARD SHARP: игровой картридж, созданный компанией Milton Bradley, но никогда не пущенный в производство. Дата выпуска не объявлена, но скорее всего до января 1982 года. Игра скорее всего была неудовлетворительна по графике и по общей проработанности. Игровой комплект Card Shark включает карточные игры Stud Poker и Blackjack, которые, по сведениям д-ра Чарльза Гуда (Charles Good) из г.Лима, члена группы пользователей штата Огайо, функционально значительно уступали тем же играм, написанным на языке Extended Basic. Дополнительные сведения по этому картриджу опубликованы в альманахе группы пользователей штата Огайо из г.Лима в октябре 1990 г., том 6, № 8.

CARON, BRUCE: Брюс Кэрон - опытный программист на языке ассемблера процессора TMS9900, который в 1985 году подарил сообществу пользователей компьютера "TI-99/4A" программу Disk Manager 1000, будучи членом группы пользователей "Canada 99ers" из г.Оттава (Канада). Также создал бесплатную простую, но менее известную увлекательную игру с прекрасной графикой Aces Jokers.

CARTRIDGE EXPANDER: подключатель нескольких картриджей - номер Nav 105 по каталогу Unisource или BAAB по каталогу Triton или 13329 по каталогу Tenex. Выпущено устройство в 3-м квартале 1984 г. по мелкооптовой цене 39.95 долл. Изделие NAV 105 описано в каталоге "Unisource" за осень 19'84 года на стр.5 так, как позднее производились расширители слота картриджей на два картриджа "Cartridge Expander", которые выпускала компания Navarone. В устройстве NAV 105 для переключения между картриджами использован ползунковый переключатель, тогда как в более ранней модели, маркированной № WD-01 от компании Navarone, использован поворотный переключатель. Устройство WD-01 появилось во 2-м квартале 1983 г. по мелкооптовой цене 49.40 долл. Хотя устройство WD-01 выглядело менее привлекательно внешне, оно, как и устройство NAV 105, позволяли подключать к разъему на передней панели консоли одновременно 3 картриджа. Из этих двух устройств, для коллекционеров более привлекательна модель WD-01.

CARTRIDGE MANUFACTURER WARNING: Предупреждение производителям картриджей - 4 июня 1983 года корпорация "Texas Instrument" в пресс-релизе "Chicago CES Daily Trade Journal" во время Летней Выставки Бытовой Электроники опубликовала следующее обращение для сторонних производителей программных картриджей, предупреждавшее их не создавать программные модули, не лицензированные корпорацией Texas Instruments:

ЗАМЕЧАНИЕ
Если вы производите или продаете сменные картриджи для домашних компьютеров, настоящее сообщение может быть для вас важно. Texas Instruments (TI) время от времени вносит изменения в конструкцию своего домашнего компьютера с целью снизить цену его производства, повысить надежность и производительность, для поддержания своего образа как изготовителя качественных усройств. Все сменные картриджи, распространяемые корпорацией TI для своего домашнего компьютера 99/4A, содержат патентованную память с автоматическим пошаговым приращением. В порядке развития выпускаемой продукции, по решению Texas Instruments картриджи, не имеющие памяти с автоматическим пошаговым приращением, впредь не будут совместимы со всеми Домашним Компьютером TI. Texas Instruments владеет патентами на ряд исключительных особенностей, реализованных в картриджах для своего Домашнего Компьютера. Это патенты с номерами 4243984; 4286320; 4298949; RE30671; 4304964 и DES260515. Кроме того, управление США по патентам и торговым маркам отметил, что имеется предмет для патентной защиты в технологии аллофонов, реализованной TI. Texas Instruments не имеет намерения лицензировать эти патенты кому бы то ни было для производства картриджей для своего Домашнего Компьютера. Texas Instruments намерена использовать эти патенты против всех , кто их будет использовать. Texas Instruments готова обсуждать с потенциальными разработчиками соглашения, по которым TI будет лицензедержателем и распространителем таких картриджей с привлекательной компенсацией для разработчика.

CARTRIDGE GROM CHIP NUMBERS: номера микросхем памяти на картриджах
- Beginning Grammar -- №1015960-0013 и №1015960-0014
- Household Budget Management -- №1015960-0015
- Number Magic -- №1015960-0011
- Physical Fitness -- №1015960-008
- Video Chess -- №1015960-0022 и №1015960-0023

CARTRIDGES: картриджи - см. статью ROM CARTRIDGES.

CASH MANAGEMENT: Управление наличностью - программа на дискете PHD 5029, выпущенная во 2-м квартале 1981 года по мелкооптовой цене 39,95 долл. Это часть библиотеки Business Aids (Помощь в Бизнесе). Программа Cash Management создана специалистами Texas Instruments на языке Extended BASIC для прогноза расходования наличности при ведении малого бизнеса. Программа позволяет пользователю выполнить шесть временных прогнозов с 12 периодами времени для каждого прогноза, с поддержанием начального и конечного баланса наличности, поступлений, инвестиций, платежей и складских запасов, а также вводить данные для 18 категорий (Новые счета, собрание счетов, сделанные инвестиции, оплаченные заказы, неоплаченные заказы, уход со склада, поступления на склад, операционная прибыль, другая прибыль, стоимость продаж, постоянные расходы, переменные расходы, приход по капитальным затратам, наличность акциями, выданные займы наличностью, платежи по займам и прочее), которые влияют на движение наличности. Для работы программы требовались картридж с языком Extended BASIC и дисковод гибких дисков. Поддерживаются вывод на порт RS-232 с последовательным принтером, или на термопринтер TI Solid State Thermal Printer. Руководство пользователя  (номер по каталогу №1041554-528) поставлялось вместе с дискетой и относится к документации Texas Instruments раннего типа, в которой текст скорее выглядит как набранный на пишущей машинке, чем набранный как в книге. Инструкция содержит разделы Обзор, Основания, Именование прогнозов, Именование периодов времени, Анализ прогнозов, Отчет по прогнозу, Сводный прогноз, Нулевой прогоноз. См. также статьи  BUSINESS AIDS; FINANCE MANAGEMENT; INVENTORY MANAGEMENT; INVOICE MANAGEMENT и LEASE/PURCHASE

CASSETTE RECORDER CABLE PINOUT: распайка кабеля кассетного магнитофона - идти по ссылке: http://www.mainbyte.cx/ti99/cassette.html

CASTLE, TERRANCE: Терренс Кэстл - автор книги "Основные Советы" для компьютера TI-99/4A, изданной компанией AMLIST в сентябре 1983 г.

CAVE CREATURES: Пещерные существа - Одна из девяти программ для TI-99/4A, анонсированных Майклом Брузерсом (Michael Brouthers), президентом компании Funware в июне 1983 г. на выставке "Потребительская Электроника". В числе этих девяти программ значатся: Ambulance, Ant Colony, Astroblitz, Cave Creatures, Crisis Mountain, Driving Demon, Pipes, Saint Nick и Trashman. Только три программы из объявленного перечня были запущены в производство: Ambulance, Driving Demon и St. Nick (сказано в президентской статье в  альманахе IUG в июне 1983 г.)

CBM INCORPORATED: - название компании, располагавшейся по адресу: 198 Moore Dr Lexington, KY 40503, которая поставляла товары для домашнего компьютера TI-99/4A с 1981 по 1984г., после чего они перестали заниматься этим компьютером.

CELEBRITY PITCHMEN: звезды-рекламные агенты -
- Atari - Алан Альда (Alan Alda)
- Commodore - Уильям Шэтнер (William Shatner)
- Mattel - Джордж Плимптон (George Plimpton)
- O'Hanlon Computer Software - Эрнест Боргнайн (Ernest Borgnine)
- Tandy - Билл Биксби (Bill Bixby)
- Texas Instruments - Билл Косби (Bill Cosby).

CENTIPEDE: сороконожка - игра от Atarisoft индекс RX8503; выпущена  в 4 квартале 1983 г. по мелкооптовой цене $44.95. Версия для компьютера TI-99/4A глассической игры, созданной в 1981 году Донной Бейли (Donna Bailey) и Эдом Логгом (Ed Logg). Впервые игра была портирована на компьютер "Atari 800" Дейвом Гетро (Dave Getreu) в 1982 году, после чего немедленно же была портирована практически на все типы домашних компьютеров или игровых консолей начала 1980-х гг. Игру "Centipede" часто клонировали, так что примерно 6 других игр были созданы буквально точно по ее теме. В документации, на которой номер изделия указан не был, сказано: "Играй в настоящую аркадную игру на своем домашнем компьютере. Вообразите, что живете в огромном лабиринте, ходы которого полны Атакующими Сороконожками, Прыгающими Пауками, Бешеными Блохами и Суетливыми Скорпионами - каждый из которых обладает волшебными силами. К счастью, у вас есть жукобойный бластер, которым можно перебить всех насекомых - называется он Lord Motley Bugnet или Bug Expert. В ходе игры играющий получает призы от 1 до  900 очков за "поражение / уничтожение / истребление" перечисленных насекомых. Призовые очки тем выше, чем больше риск: игрок получает 600 очков за Прыгающего Паука на средней дистанции, но 900 очков - за того же паука, но на близком расстоянии. В версию игры "Centipede" для компьютера TI-99/4a можно играть одному или вдвоем; для выбора нужно нажать цифру 1 или 2 при запуске программы.
Centipede
CHAFFIN, JERRY: Джерри Чаффин - сотрудник Университета штата Канзас, который вместе с Биллом Максвеллом (Bill Maxwell) был совладельцем товарищества "Developmental Learning Materials" (Средства Разработки Учебных Материалов - DLM). Это товарищество первым предложило использовать формат аркадной игры в образовательных картриджах для компьютера TI-99/4A. См. также статьи ARCADEMIC SKILL BUILDERS и DEVELOPMENTAL LEARNING MATERIALS.

CHAINED PERIPHERALS: соединенные периферийные устройства - До создания прототипа системного блока - ящика P-Box, компьютеры TI-99/4 и TI-99/4A нуждались в отдельных самостоятельных устройствах - Дисковый Контроллер, Интерфейс RS-232, Кодер p-Code, Привод Диска, Расширитель Памяти до 32Kб и т.д. и т.п. Чтобы соединить их, требовалось выставить в ряд, для чего пользователю компьютера типа TI-99 требовалось приобрести специальный стол или доску, на котором и составить "поезд" из различных ящичков.

CHANG, C. MORRIS: Моррис К. Чань - вице-президент группы Texas Instruments в 1979 г., когда было объявлено о выпуске компьютера TI-99/4. (журнал Business Week, 19 марта 1979г., стр.37).

CHARLTON, PAUL: Пол Карлтон - признанный в сообществе пользователей компьютера TI-99/4a мастер программирования на языке ассемблера; автор бесплатной программы Fast-Term, которая с момента своего появления в 1985 году стала стандартом для всех эмуляторов терминала для компьютера TI-99/4A вплоть до  1988 года, когда канадский программист Чарльз Эрл (Charles Earl) написал еще более совершенный эмулятор терминала Telco. Карлтон также состоял членом команды Лу Филлипса (Lou Phillips), которая занималась программированием для компьютера Myarc Geneve 9640.

CHILDRESS PHOTOGRAPHY CONTRACT: контракт на фотографии для Чайлдресса - Джим Чайлдресс (Jim Childress) возможно срубил кучу бабла с Texas Instruments во эпоху процветания компьютера TI-99/4A. У меня есть с десяток цветных фотографий размером 20 x 25 см, на которых его компания запечатлела компьютер  TI-99/4A и его периферийные устройства так что любому сразу становилось ясно, что из себя представлял Домашний Компьютер, причем в лучшем свете. Фотомастерская в городе Люббок, штат Техас сделала гораздо больше. К сожалению, они к сегодняшнему дню (1994 г.) подчистили свои складские запасы от негативов с TI-99/4A и т.п., и "выкинули их в корзинку", потому что слишком много времени прошло с того времени, когда у фотомастерской  Чайлдресса и корпорации Texas Instruments были какие-то деловые отношения. Г-н Чайлдресс сказал мне, что у него было около 700 фотографий по этой теме. И всех их он выкинул! Возможно ли?..

CHISOLM TRAIL: Чизолмская тропа - картридж PHM 3110, выпущенный в 3 квартале 1982 г. по мелкооптовой цене $39.95. Это картридж с игрой, который был и разработан и запрограммирован сотрудником корпорации Texas Instruments Джоном Л.Пластером (John C. Plaster). Как сказано в документации, в игре "Нужно постараться провести стадо крупнорогатого скота на рынок по Чизолмской тропе. По дороге будут встречаться препятствия в виде похитителей скота или ковбоев:"Задача игры - провести скот по Чизолмской тропе, отбиваясь от грабителей-Монстров и особых монстров, именуемых ковбоями (Wrangler), все которые стараются угнать твоих быков. Джойстики (которые в корпорации Texas Instruments назвали "Дистанционным Проводным Контроллером" (Wired Remote Controllers) по никому не известной причине) поддерживаются.С другой стороны, с этим картриджем нельзя использовать синтезатор голоса, поэтому в игре нет голосовых указаний-подсказок  или предупреждений, какие можно встретить в популярной игре Parsec для того же компьютера TI-99/4A. У меня есть несколько картриджей "Чизолмская тропа", в том числе с черными корпусами, с черно-оранжевыми ярлычками, а другие - с черными корпусами и фольгированными красно-желтыми ярлычками. Брошюры "Руководство пользователя", напечатанные для распространения в США, имеют одинаковое содержание, хотя и разные обложки. На последней версии обложки стоит номер 1053590-1010. На старомодной обложке цвета охры указана номер 1037109-1010. Игра выпускалась отдельно для распространения на территории США и отдельно - для зарубежных пользователей. "Руководство пользователя" для не-американского рынка имеет коричневую обложку 20х14 см с номером 1103082-0000. Этот 20-страничный буклет оставлен на английском, немецком, французском, итальянском, голландском и шведском языках.

CHOMPERS: Зубастики - см. статью PROTECTOR II.

CHRISTENSEN, COLIN: Колин Кристенсен - житель города Рэдклифф, провинция Квинсленд в Австралии. Грамотный программист на языке ассемблера. Автор программ Hardmaster и Disk-Edit, предназначенных для редактирования секторов на диске: Hardmaster - для привода жесткого диска HFDF от компании Myarc, а  Disk-Edit - для дискет и виртуального рам-диска.

CITY OF NEW HOPE: Город новой надежды - см. статью PROTECTOR II.

CLASS: класс - производство компании Comprodine, выпуск во 2 квартале 1988 г. по мелкооптовой цене $10.00. Это программа CAD-типа, исопльзующая функции рисования Draw 'N Plot, имеющиеся на картридже Super Extended BASIC. ДЛя работы программы требуется установленный картридж Super Extended BASIC. Программа "Class" предсоставляет формулы для создания различных знаков, букв и форм на экране по заданным пользователем параметрам. Результат можно распечатать или сохранить в формате рисунков программы TI-Artist. Программа написана Уильямом Хармсом (William Harms). Дооплнительные сведения о программе можно найти в статье на стр. 504 майского за 1988 г. выпуска альманаха "Computer Shopper".

CLASSIC CHECKERS: классические шашки - производство компании Asgard Software, номер E9112, выпуск 1992 г. по мелкооптовой цене $14.95. Игра, созданная под управлением Криса Боббита (Chris Bobbitt), является новым воплощением хорошо известной настольной игры. Можно играть против компьютера или вдвоем друг против друга. Обширные возможности, продуманная графика, а также возможность играть с клавиатуры, джойстиками или мышью Asgard Mouse. Требуется привод дисков, расширение памяти до 32 Кб, а также установленный картридж Extended BASIC или Editor/Assembler. Мышь Asgard Mouse не обязательна.

CLEAVER, TOM: Том Кливер - создатель игры "Galaxy", в 1983 г. изданной компанией "Avalon Hill", версии которой появились также для компьютеров Atari 8-битный, Commodore 64, IBM, TI-99/4A и TRS-80.

CLEVELAND, DEAN: Дэн Кливленд - автор игры "Tile Breaker" ("Обрезатель хвостов", выпуск 1985 г. для компьютера TI99 от компании "Exceltec"), похожей на игру "Breakout"; выпущена повторно под названием  "Breakthrough"  в 1989 г. для комьютера TI99 компанией DaTaBioTics).

CMS SYSTEMS: - название компании, располагавшейся по адресу PO Box 11128 Huntsville, AL 35805 (205) 533-0299, которая занималась программным обеспечением для компьютера TI-99. По-моему, компания значительной долей своей известности обязана безусловным талантам программиста и дизайнера Джона И.Тейлора (John E. Taylor), разработавшего программы Alphanum Delight и Sprite Builder. Рекламу компании можно видеть в журнале "Home Computer" том 1 №1 на стр.21.

COLEMAN, GENE: Джин Коулман - см. статью CALIFORNIA DREAMERS.

COLONIAL SOFTWARE: - название компании, располагавшейся по адресу 15 Wyda Court Colonia, NJ 07067-1918 (201) 815-1279, занимавшейся распространением программ, прежде всего шараварных. Впервые отметившись в 1989 году рекламой в альманахе "MICROpendium", она, похоже, распустилась в 1990 г. по ле выпуска 1-2 каталогов.

COLOR CARD: Цветная открытка - производство компании Comprodine, выпущена в 4 квартале 1989 г. по мелкооптовой цене $25.00. Программа на языках Ассемблера и Extended BASIC для создания и печати складных вчетверо поздравительных открыток. Написана программа Роджером Мерриттом (Rodger Merritt) и Адрианом Робинсоном (Adrian Robinson). Обеспечивает режим WYSIWYG (вижу то, что получу) во время создания открытки, с двумя большими и семью малыми шрифтами, а также с 45 виньетками, которые можно выбирать и менять в секунды. На дискете с программой имеются 69 рисунков буквиц в формате CIGR, которыми можно будет украсить надписи на открытке. Текст и картинки на открытке можно располагать в любом месте, после чего их можно менять, удалять или даже накладывать слоями. Проект открытки можно сохранить на диск для дальнейшего использования. Требуется цветной принтер.

COLOR MONITORS: Цветные мониторы - для использования с компьютером TI-99/4A. Большинство пользователей скажут о непомерной стоимости 10-дюймового цветного монитора от "Texas Instruments" модели PHA 4100, и о предпочтительности установки цветных мониторов "Commodore 1084" или любого другого цветного монитора производства "Commodore" моделей между 1702 и 1902. По разъемам они вполне совместимы с компьютером TI-99/4A.

COLORS: Цветá - производство компании Asgard Software, индекс E9102, выпуск 1992 г. по мелкооптовой цене $12.95. Стратегическая игра, авторство которой принадлежит Уильяму Райссу (William Reiss), являющаяся клоном игры "Columns", которая в свою очередь - клон игры "Tetris". Цель игры - маневрировать падающими столбиками и менять их цвета так, чтобы в момент их падения на "дно" экрана образовались горизонтальные, диагональные или вертикальные одноцветные полоски. Если это удается сделать, полоска исчезает, если же нет - тогда столбик остается внизу экрана. Игра останавливается, когда на экране не остается места для падения столбиков. Для игры требуется компьютер TI-99/4A, модуль расширения памяти до 32Kб, дисковод гибких дисков и картридж Extended BASIC или Editor/Assembler.

COLUMN ATTACK!: Атакующая колонна - производство компании Asgard Software, выпуск 1988 г. по мелкооптовой цене $9,95. Игра на дискете, созданная Крисом Боббитом (Chris Bobbitt), в которой "ненормальные Флюгелины стремятся захватить Землю и превратить ее в колбасный цех или в шаверму. Удастся ля вам с помощью мощного лазера предотвратить этот дьявольский план? Нестрашная, незамысловатая аркадная игра с 11 уровнями. Все игру "Column Attack" можно пройти с помощью джойстика,  наслаждаясь прекрасным звуком и отличной графикой. Требуется расширение памяти до 32 Кб, картриджи  Extended BASIC и TI-Writer для запуска загрузчика UTIL1 или картридж Editor/Assembler.

COMMAND MODULE SIMULATOR: Демонстратор работы картриджей - устройство размером примерно с обувную коробку, которое демонстраторы из Службы Маркетинга Продукции корпорации Texas Instruments использовали для показа работы программных картриджей для компьютера TI-99/4A. В устройстве имелся привод гибких дисков DS/DD и набор из 22 дискет, набитых программами. За эту информацию особая благодарность Фрэнку Бубенику (Frank Bubenik) и д-ру Чарльзу Гуду (Charles Good).

COMPANION: Компаньон - программа, созданная компанией Intelpro в 3-м квартале 1983 г. по мелкооптовой цене 79,95 долл. Возможно, это был единственный конкурент на рынке текстовому редактору TI-Writer для компьютера TI-99/4A в 1983 г., когда программа была выпущена доктором Аланом Суэттом, компания Intelpro которого работала по адресу Baillargeon St Brossard, Quebec Canada J4Z 1T1. Несмотря на то, что редактор Companion хранит информацию в нестандартном формате INT/VAR 254, который не конвертируется в фомат DIS/VAR 80, это лично мой любимый текстовый редактор для написания писем из всех программ редактирования текста, когда-либо созданных для компьютера TI-99/4A. Для работы требуются картриджи Extended BASIC, расширение памяти до 32Kб, как минимум 1 дисковод и принтер.

"Companion - это мощная программа работы с текстами, которая является альтернативой популярному редактору TI-Writer. Программа огромным множеством функций, необходимых для профессиональной работы с текстами, причем работать с ней весьма просто. Companion отображает на экране 40 знаков в строке, тогда как лучший конкурирующий редактор TI-Writer обычно отображает в строке всего лишь 32 знака. С помощью стандартной клавиатуры консоли TI-99/4A можно набирать и редактировать любой текст. В процессе редактирования на экране текст автоматически переформатируется (заполняет пробелы и расставляет абзацы), причем даже можно центрировать текст в строке. При наличии принтера с широкой кареткой, можно использовать способность редактора Companion распечатывать текст по 132 знака в строке. Это прекрасный редактор, у которого два серьезных недостатка: у него отсутствует функция поиска и замены, и он не может выравнивать текст "по ширине". В то же время, как сообщил создатель программы, функция "Найти и Заменить" вскоре будет введена в редактор".

Книга "Руководство потребителя" так оценила программу: "10 баллов за работу с документами, 9 - за надежность, еще 9 - за простоту пользования и 8 - за функциональность". Редактор Companion v2.0 получил функцию Поиск и Замена, однако выравнивание текста по ширине так никогда и не было реализовано, в основном из-за упадка рынка товаров для этого компьютера после ухода корпорации TI с рынка домашних компьютеров.

Обозреватель журнала "Home Computer Magazine" Джуди Саноян (Judy Sanoian) оценила возможности программы Companion на твердую "четверку", хотя по категории "простота пользования" он немного не дотянул до "пятерки". Возможности документирования оценены на твердую "пять". Обозревателю не понравились шуточки вроде звуков "упс!" или отсутствие функции отмены удаления, которых не было в редакторе TI-Writer, но она сказала "Для простого письма (с функцией форматирования, разумеется), я нашла его (т.е. редактор Companion) более быстрым и простым в использовании, чем редактор TI-WRITER".

Обозреватель и издатель альманаха "MICROpendium" Джон Колоен (John Koloen) оценил возможности редактора Companion так: функциональность - "A", легкость пользования - "B+", документированность - "A", цена - "A", итоговой оценкой "A". Он пояснил: " Если задача приобретения программы работы с текстами состоит в подготовке писем, то я бы выбрал TI-Writer. Если же программа мне понадобится для написания и подготовки большой статьи, рассказа, книги или поддержания переписки, я выберу Companion. Я восхищен".

Вы можете просмотреть дополнительную информацию об этом замечательном текстовом редакторе здесь:
- журнал "Compute!" за сентябрь 1985 г., с.63 - обзор
- журнал "Enthusiast 99" за июль 1983 г., с.35 - обзор
- журнал "Enthusiast 99" за январь 1984 г., с.20 - обзор
- журнал "Home Computer" за август 1984 г., с.145 - обзор
- альманах "MICROpendium" за май 1984 г., с.13 - обзор
- альманах "MICROpendium" за май 1984 г., с.15 - автор редактора Сompanion отвечает на вопросы
- альманах "Super 99 Monthly" за июль 1985 г., с.1 - обзор

Назначение функциональных клавиш в редакторе Companion:
- Fctn 1 - Удалить
- Fctn 2 - Вставить
- Fctn 3 - Стереть
- Fctn 4 - листать вниз на 12 строк
- Fctn 5 - в начало документа
- Fctn 6 - листать вверх на 12 строк
- Fctn 7 - выйти из текстового режима в вернуться в основное меню программы
- Fctn 8 - в конец документа
- Fctn = - выйти
- Fctn D - курсор вправо
- Fctn E - курсор вверх
- Fctn S - курсор влево
- Fctn V - сменить цвет фона
- Fctn X - курсор вниз

COMPETITION COMPUTER: компания - поставщик узлов для компьютера TI-99/4A, принадлежавшая Теду  Киперу (Ted Kieper), и располагавшаяся по адресу 2219 S. Muskego Avenue in Milwaukee, WI 53215, контактный телефон  (414)-672-1600. Компания целиком была продана Кайлу Крайтону (Kyle Creighton) из г.Милбро в штате Калифорния после того, как Т.Кипер решил из компьютерной промышленности перейти в промышленность телекоммуникаций.

COMPUSERVE: компания, располагавшаяся по адресу 5000 Arlington Centre Blvd Columbus, OH 43220, телефон:  (614) 457-8650, которая одной из первых предложила онлайновые услуги по модему. В середине 1980-х гг. форум "TI Forum" компании CompuServe был одним из наиболее посещаемых и наиболее популярных мест встречи владельцев компьютеровTI-99/4A. Здесь имелась обширная библиотека загружаемых программ, режим модерируемой телеконференции, причем некоторые участники форума время от времени могли попадать с Совет Экспертов форума. Когда в 1985 году компания General Electric организовала Интернет-службу GEnie, где главный специалист группы проектов Марк Самнер (Mark Sumner) был назначен сисопом тематического форума TI RoundTable, популярность форума "TI Forum" стала уменьшаться и никогда более не вернула себе статус  основного "места встречи владельцев компьютеров TI-99".

COMPUTE! BOOKS FOR THE TI-99/4A: Книги издательства "Compute!" для компьютера TI-99/4A -
  • 33 Программы для компьютера TI-99/4A (33 Programs For The TI-99/4A), 1984г. Автор Брайн Флинн (Brian Flynn)
  • Программы на языке BASIC для малых компьютеров: что можно вместить в 4 Кб (BASIC Programs for Small Computers - Things To Do in 4K or Less), 1984г. Автор С.Риджена (C. Regena)
  • Создание аркадных игр для компьютера TI-99/4A (Creating Arcade Games on the TI-99/4A), 1984г. Автор Сет Маккой (Seth McEvoy)
  • Пособие от журнала "Compute!" для начинающих по языку ассемблера для компьютера TI-99/4A (Compute!'s Beginner's Guide to Assembly Language on the TI-99/4A), 1985г. Автор Питер Лоттруп (Peter M. L. Lottrup)
  • Первая книга от издательства "Compute!" по играм производства Texas Instruments (Compute!'s First Book of TI GAMES), 1983г. Составители: редакция журнала "Compute!"
  • Пособие от журнала "Compute!" по программам "для дома" на языке "Extended BASIC" компьютера TI-99/4A (Guide to Extended BASIC Home Applications on the TI-99/4A), 1984г. Автор Кристофер Флинн (Christopher Flynn)
  • Пособие от журнала "Compute!" по графике и звуку компьютера TI-99/4A (Compute!'s Guide to TI-99/4A Sound and Graphics), 1984г. Автор  Реймонд Герольд (Raymond J. Herold)
  • Собрание программ производства Texas Instruments от издательства "Compute!", том 1 (Compute!'s TI Collection Volume One), 1984г.  Составители: редакция журнала "Compute!"
  • Собрание программ производства Texas Instruments от издательства "Compute!", том 2 (Compute!'s TI Collection Volume One), 1986г.  Составители: редакция журнала "Compute!"
  • Руководство программиста для компьютера TI-99/4A (Programmer's Reference Guide to the TI-99/4A), 1983г.  Автор С.Риджена (C. Regena)

СOMPUTER 99/4A: Компьютер TI-99/4A - Любой обладатель консоли из бежевого пластика может подтвердить, что на ней нет обозначения "TI-99/4A", как это было на более распространенной черной-с-серебром консоли. Вместо этого, бежевая консоль стала называться "Texas Instruments Computer 99/4A". Такая смена именования, очевидно, была предпринята в рамках единой маркетинговой кампании 1983 года, когда все упоминания представителей Texas Instruments по поводу компьютера модели 99/8 оформлялись в виде "Computer 99/8" вместо ранее привычного всем нам именования "TI-99/8". Если взглянуть на фотографии компьютера "Computer 99/4A" и его периферийных устройств на шине "Hex-Bus", станет очевидно, что же именно Texas Instruments планировала на конец 1983 года, и почему консоль сменила цвет: это было сделано для согласования с цветом периферийных устройств. Причем практически все устройства именили свою окраску, включая TI-джойстики, кассетный магнитофон, цветной монитор Panasonic, модем и даже фальшь-панель ящика расширений P-Box. Устанавленные вместе, они представляют собой весьма привлекательное зрелище. Texas Instruments рекламировала "Computer 99/4A" так: "Отныне в едином стиле. Обтекаемый, компактный, плоский дизайн и удобная, эффективная, правильно составленная клавиатура с длинноходовыми, аккуратными клавишами". Не имею понятия, сколько было изготовлено компьютеров "Computer 99/4A", но сдается мне, что найти их трудновато. Официально их представили в июне 1983 г. на выставке Бытовой электроники, и Texas Instruments продолжала выпускать консоли в 1984 году для завершения производственного плана, но мне не довелось нигде увидеть "цифру" - сколько же всего было изготовлено бежевых консолей. Из руководства пользователя "P-Gram", составленного Джоном Гуйеном (John Guion) я узнал, что некоторые (но не все) бежевые консоли были выпущены с тем, что Texas Instruments назвала "Качественно Улучшенными" микросхемами, что позволило Texas Instruments утверждать об изменении исполняемых команд, так что нелицензированные картриджи стороннего производства не запускались на TI-99/4A. Но мне неизвестно, означает ли это, что одни бежевые консоли могли исполнять картриджи от сторонних производителей, а другие - нет. Мне всегда казалось, что это не так, потому что еще в 1983 году компания Atarisoft в соей рекламе утверждала, что некоторые из ее игр не идут на консолях с операционной системой версии 2.2.

COMPUTER 99/8: Компьютер Texas Instruments 99/8 - См. статью "TI-99/8 HOME COMPUTER".

COMPUTER ADVANTAGE CLUB: Клуб компьютерного совершенствования - Система практического обучения владельцев компьютера "TI-99/4A", котрую корпорация Texas Instruments создала в сентябре 1982 г. Занятия обычно организовывались в местных школах в крупных городах по субботам, причем владельцам таким компьютеров по почте были разосланы соответствующие приглашения. Клубы компюьтерного совершенствования были доступны в Атланте, Балтиморе, Бостоне, Буффало, Чикаго, Кливленде, Далласе, Денвере, Детройте, Хьюстоне, Лонг-Айленде, Лос-Анджелесе, Майами, Миннеаполисе, Нью-Йорке, Орландо, Филальфии, Фениксе, Питтсбурге, Сан-Диего, Сент-Луисе, Сан-Франциско, Сиэттле, Тампе, Вашингтоне (округ Колумбия) и на также на всей территории Нью-Джерси.

COMPUTER ADVANTAGE CLUB BROCHURE: Брошюра "Клуб компьютерного совершенствования" - рекламный белый лист бумаги размером 21,6 х 35 см и сложенный вчетверо, который корпорация Texas Instruments разослала по почте 5 октября 1982 года зарегистрированным пользователям компьютера  99/4A и в котором сообщалось о возможнгости вступления в клуб и о программе обучения, предусмотренной на осень 1982 г. Программы обучения включали: "Ознакомление детей с программированием" - за 65 долл.; "Достоинства программирования на языке Ti Logo - за 65 долл.;  "Ознакомление взрослых с домашним компьютером - по 25 долл.; "Ознакомление взрослых с компьютером (уровень  I) - по 75 долларов за курс.

COMPUTER MAIL ORDER WEST: - название компании, занимавшейся торговлей компьютерами "TI-99/4A" по схеме "товары - почтой". Адрес: Box 6689 State Line, NV 89449 (702) 588-5654. Пример рекламы этой компании можно найти в майском номере журнала "Byte" за 1982 г., на стр.424.  В апреле 1982 г. компания предлагала компьютер "TI-99/4A" за 359 долл., в мае 1982г. - за 299 долл., в июле 1982 г. - за те же 299 долл.

COMPUTER MATH GAMES I: Компьютерные математические игры, часть 1 - картридж №PHM 3084 для обучения, выпущенный в 2-м квартале 1983 г. компанией Addison-Wesley по розничной цене 39,95 долл. На картридже имеются следующие игры: "Square Off", - игра для 1 или 2 играющих, позволяющая попрактиковаться в прямоугольных координатах X-Y и научиться операциям с отрицательными числами; "Dot-Dot-Plot" - игра для одного, в которой прямоугольные координаты X-Y помогают рисовать картинки на экране компьютера; "Math Boxes", - игра для двух играющих, которые по очереди заполняют строки, наполняющие ящики. Играющий, который решит больше математических задачек, получит больше строчек. Неправильный ответ передает вашу линию - другому играющему; "Beans and Pits", - игра для 2 играющих, в которой нужно будет определить числа - единицы, десятки, сотни и т.п. (настоящее описание взято из статьи д-ра Чарльза Гуда (Charles Good) в февральском номере за 1992 г. альманаха "Bits, Bytes and Pixels", издаваемого группой пользователей компьютера TI-99/4A из г.Лима в штате Огайо.)

COMPUTER MATH GAMES II: Компьютерные математические игры, часть 2 - картридж №PHM 3083 для обучения, разработанный Чарльзом Люндом (Charles Lund), выпущенный в 3-м квартале 1983 г. компанией Addison-Wesley по розничной цене 39,95 долл. В программу входят пять отдельных игр, включающих различные основные математические функции: благодаря цветной графике и приятной музычке получилось увлекательное учебное занятие. Как сказано в документации (индекс по каталогу 1037109-83): "Пять увлекательных игр помогут учащимся освоить по нарастающей сложности 9 различных действий и крепить основные математические навыки". Игра для 1 - 3 играющих. Игры на картридже: Your Number's Up, Math Basketball, Match Up, Tic-Tac Math и Horse Race. На картридже также имеется описание ошибки (индекс по каталогу 1057526-1), с описанием ошибки в игре "Match Up": "В игре Match Up имеется программная ошибка. Если выполнить математическую операцию  6^(5-5), программа будет полагать правильным ответом число "6". Поскольку любое число в нулевой степени равно единице, такой результат вычисления ошибочен".

COMPUTER MATH GAMES III: Компьютерные математические игры, часть 3 - картридж №PHM 3085 для обучения, выпущенный в 2-м квартале 1983 г. компанией Addison-Wesley по розничной цене 39,95 долл. На картридже - 4 последовательных карточных игры: War (Война) - игра для 2 игроков, в которой каждый игрок показывает 2 карты и должен сбросить старшую из них, причем каждое правильное решение награждается очками; в игре Between (Между), в которую можно играть одному или вдвоем, показываются три карты, после чего появляется вопрос - находится ли значение средней карты между значениями (величинами) крайних карт; в игре Twenty-One (Двадцать-Одно), в которую можно играть от 1 до 3 человек, действуют обычные правила другой  известной карточной игры - Blackjack; в игре Zero (Ноль), рассчитанной на участие от 1 до 3 человек, красные масти имеют положительные значения, а черные масти - отрицательные значения. В эту играют как в Twenty-One, за исключением цели игры - нужно приблизитьсмя к нулю как можно ближе. (Описание игр взято из статьи д-ра Чарльза Гуда (Charles Good) в февральском номере за 1992 г. альманаха "Bits, Bytes and Pixels", издаваемого группой пользователей компьютера TI-99/4A из г.Лима в штате Огайо).

COMPUTER MATH GAMES IV: Компьютерные математические игры, часть 4 - картридж №PHM 3086 для обучения, выпущенный в 2-м квартале 1983 г. компанией Addison-Wesley по розничной цене 39,95 долл. На картридже 4 игры: первая - Nim 25, игра для 1 играющего против компьютера, в которой нужно захватить 1 кубик из множества кубиков; кто захватит последний кубик, тот и выиграл; игра Math Darts (Математический Дартс), в которой 2 или 3 игрока выбарают решение математических задач, различных по цене решения, после чего на экране появляется появляется цветной человечек, который мечет два дротика-дартс. Номера, в которые попадут дротики - это номера задач, которые нужно решить за 10 секунд; игра "500", в которой от 2 до 4 играющих упражняются в распознавании и использовании десятичных чисел; игра "Woodchuck", в которую играют от 1 до 4: следует выбрать тип задачи, а потом максимальное и минимальное число, которое появится на стенках игрального кубика. В математических задачах потребуется знать сложение, вычитание, умножение или деление чисел, которые будут появляться на стенках игрального кубика. Правильный отвед приносит очки, при том, что для придания игре бошльшего интереса, случайным образом появляется дракон, который поедает набранные игроком очки. (Описание игр взято из статьи д-ра Чарльза Гуда (Charles Good) в февральском номере за 1992 г. альманаха "Bits, Bytes and Pixels", издаваемого группой пользователей компьютера TI-99/4A из г.Лима в штате Огайо).

COMPUTER MATH GAMES V: Компьютерные математические игры, часть 5 - картридж №PHM 3087. Не был реализован.

COMPUTER MATH GAMES VI: Компьютерные математические игры, часть 6 - картридж №PHM 3088 для обучения, разработанный Чарльзом Люндом (Charles Lund) выпущенный в 3-м квартале 1982 г. компанией Addison-Wesley по розничной цене 39,95 долл. Набор "Computer Math Games VI" разработан для учащихся с 2 по 9 ступень и включает действия с целыми числами, дробями и десятичными, объединенных в 4 игры с цветной графикой и звуком. Игры Math Asteroids (Математические астероиды), Around the Schoolyard (На школьном дворе), Math Baseball (математический баскетбол) и Math Triangles (Математические треугольники) рассчитаны максимум на двух играющих и требуют для выигрыша знания правил сложения, вычитания, умножения и деления. На "Руководстве пользователя" виден номер №1053590-88.

COMPUTER SHOPPE: компания, размещавшаяся по адресу PO Box 245 Brownsville, WI 53006 (414) 583-4462 - поставщик, который поместил в июльском за 1983 год выпуске журнала "Compute!" рекламу игры "Zaxxon" на дискете для компьютера TI-99/4A за 28,00 долл. Никому не попадалась реклама игры "River Rescue" на картридже за 30,00 долл.?

COMPUTER SHOPPER: Альманах компьютерной рекламы, начатый в ноябре 1979 года Стеном Файтом (Stan Veith), который освещал все типы ко компьютеров вплоть до 1988 года, когда он отказался от поддержки компьютера "TI-99/4A", а затем и от практически всех других типов компьютеров, построенных не на платформе MS-DOS. Первый выпуск альманах появился в ноябре 1979 г. Цена подписки - 5,00 долл. в год за 12 выпусков. Хотя альманах никогда нельзя было назвать сторонником компьютера TI-99, владельцы "Computer Shopper"а сочли возможным в каждом выпуске помещать раздел "Classic Computer". На 'начальном этапе' освещал компьютер TI-99 в альманахе Computer Shopper Рэнди Холкомб (Randy Holcomb), программист по банковской промышленности, который был настоящим волшебником в понимании достоинств "Домашнего компьютера TI-99/4A". Холкомб в конце-концов вложил свои знания и многое из почерпнутого им в разделе "TI Forum" альманах  "Computer Shopper" - в книгу "Сокровеннейшие секреты компьютера TI-99/4A (Innermost Secrets of the TI-99/4A)". Позднее раздел "TI Forum" в альманахе "Computer Shopper" вели бывший член организации д-р Рон Олбрайт (Ron Albright) и Джонатан Зиттрен (Jonathan Zittrain).

COMPUTER TUTOR: компьютерный консультант - картридж PHM 3170 - не выпущен в продажу. Этот нереализованный картридж должен был включать трехчастную игру, испытывающую творческие способности ребенка, одновременно развивая у него разнообразные навыки работы с компьютером. Части: Drawing Room (Класс рисования) - программа свободного рисования; Music Room (Класс музыки) - программа  с демонстрацией занятий композицией, редактирования и изменения нот; Game Room (Игровая комната) - программа обучения детей работе с клавиатурой и джойстиками. Хотя так и не изданная в форме картриджа, прогорамма "Computer Tutor" на дискете была упомянута в осеннем 1984 года каталоге компании "Triton Products" на стр.21 по цене 19,95 долл.

COMPUTER WAR: Война компьютеров - номер по каталогу Tenex №42480, выпуск в 4 квартале 1986 г. по мелкооптовой цене 24,95 долл. Это программа от компании "MicroPal", выпущенная на картридже вскоре после издания компанией "Tenex" дискеты "Lost Hits" (Забытые хиты). Как было сказано в осеннем 1986 года каталоге товаров "Tenex", "Основанное на успешном кинофильме "Игры в войну",..это впечатляющее переложение стало одним из наших наиболее успешных товаров на дискетах...и вот теперь благодаря компании MicroPal оно стало доступным на картридже! Так что если у вас есть всего лишь консоль TI-99/4A, вы сможете насладиться этой игрой. Будьте готовы к испытаниям - как Джон Колоен (John Koloen) из альманаха "MICROpendium" выразился: "Игра "Война компьютеров" использует многоэкранность и работает настолько же быстро, как я могу управиться с управлением". Войны компьютеров. Колокола громкого боя звучат для системы противоракетной обороны! Удастся ли вам разрушить код и уничтожить воображаемые ракеты противника прежде, чем мир погрузится в термоядерный хаос?

Дискета "Lost Hits" (Забытые хиты) содержит игры Computer War (Война компьютеров), Submarine Commander (Капитан подводной лодки) и River Rescue (Речные спасатели). Игра Computer War была объявлена в февральском 1984 года выпуске журнала "Compute!", но о других двух играх до того момента мне ничего не приходилось слышать. Первое упоминание появилось в осеннем 1986 каталоге "Tenex" под заголовком "Обнаружены утраченные хиты": "...Кто-то может припомнить, что крупнейший британский производитель развлекательной продукции "Thorn EMI" был призван разработать несколько супер-игр для домашнего компьютера TI, включая потрясающую игру по мотивам популярного фильма "War Games"и один из лучших симуляторов подводной лодки. Буквально перед самым выходом игр Texas Instruments отвернулась от этого бизнеса и соответственно "Thorn EMI" решила бросить недоделанное. Эти программы стали покрываться пылью, поскольку "Thorn EMI" обратила свой взор на более привлекательные дела. В итоге, по специальной договоренности с британской компьютерной фирмой, перенявшей у "Thorn EMI" права на разработку, компания "TENEX" представляет вам эти "Забытые хиты" (Lost Hits) - все три игры на одной дискете".

COMPUTERIZED INC.: название корпорации с юридическим адресом 3550 S. Washington Ave. Titusville, FL 32780, США. Телефон  (305) 268-4007. Эта компания выпускала защитные чехлы для консолей TI-99/4A, а также продавала кабели для подключения дисковода дискет, Centronics, для подключения модема и порта RS-232. Упоминается корпорация на стр.221 майского 1983 года выпуска журнала "Compute!"

COMPUTERLAND: название сети магазинов - Верите или нет, но магазины сети Computerland торговали компьютерами TI-99/4. Указание на это можно обнаружить в рекламе сети Computerland на стр.153 сентябрьского 1979 года выпуска журнала Byte. В этой рекламе, без указания цены, говорилось: "Замечательный домашний компьютер - Этот TI-99/4 создан быть первым истинным компьютером для дома - и опытные пользователи и новички - все смогут эффективно им пользоваться. Достаточно задвинуть в слот один из фирменных картриджей и нажать несколько кнопок. Пошаговые подсказки появятся на экране 13-дюймового цветного монитора. Так вы или любой член вашей семьи сможет применить TI-99/4 для управления личными финансами, домашним хозяйством, для образования или развлечения. Компьютер TI-99/4 располагает несравненной комбинацией возможностей и способностей, включая отдельно продаваемый синтезатор речи, который может озвучить напечатанное, - а также для произнесения команд или особых сообщений для пользователя. Компьютеры TI-99/4 в магазинах сети Computerland - уникальная и нужная покупка!"

CONCEPT 99: Никогда не увидевшая свет "улучшенная, усовершенствованная и мультимедийная" версия компьютера TI-99/4A. Представленная 15 февраля 1992 года на фестивале "Fest-West'92" в г.Феникс (штат Аризона), разработка этого компьютера финансировалась на доходы  от новых программ Криса Тейлора (Chris Taylor), перечисленных ниже:
- t_base -- управление базами данных
- t_chess -- шахматная программа
- t-draw -- программа рисования
- t_font -- программа создания шиифтов по таблице
- t_learn -- обучение языку для азиатов, европейцев, арабов и славян.
- t_sked -- напоминалка
- t_write -- текстовый процессор

CONSOLE WRITER: Письмо на клавиатуре - номер по каталогу компании "Navarone" NAV 115. Выпуск 1984 г. по мелкооптовой цене 44,95 долл. - Это текстовый процессор на картридже, который использует три окна для отображения текста строками по 80 знаков. Программа "Console Writer" обладает основными фукнциями редактирования текста для подготовки и форматирования коротких писем объемом до 1,5 страниц. Хотя редактор не обеспечивал автоматический перенос текста, он мог многое типично редакторское: удаление знаков, вставку знаков, удаление до конца строки, очистку текстового буфера, смену окон, удаление строки, вставку строки и возврат к предыдущей странице. Он мог также печатать на любой принтер, надлежащим образом подключенный к "ящику расширения" или к отдельно установленному порту RS-232, PIO, AXIOM или к другим типам принтеров. Также поддерживалась загрузка и сохранение файлов на дискету или кассету. Руководство пользователя программы Console Writer - из числа самых примитивных по содержанию и низкокачественных образов документации, когда-либо созданных компанией Navarone Industries. Реальное тому подтверждание встречает пользователя, который только что достал Руководство из коробки. На картинке обложки - консоль "TI-99/4A", ящик расширения и цветной монитор, но все изображение сделано зеркальным, то есть как если бы негатив на пенке напечатели не той стороной. Например, слот картриджа показан в левой части консоли, разъем подключения дисковода также показан на левой части ящика расширения. Очевидно, что с качеством на производстве у них не все в порядке. Внутри Руководства пользователя, которое у меня было, фотографии напечатены криво, и бумага в реальности смята и сморщена, как если бы она была зажевана ксероксом при копировании. Обзор пргораммы Console Writer можно найти в на стр.47 октябрьского выпуска за 1985 г. альманаха "MICROpendium". Журнал "Super 99 Monthly" на стр.11 в новостной колонке июньского 1985 года выпуска упоминает о выходе этой программы.

CONSUMER GUIDE EDITORS: название издательства, которое в июне 1984 г. выпустило книгу "THE BEST TEXAS INSTRUMENTS SOFTWARE" (Лучшие программы для компьютеров "TI") (как сказано на стр.463 июньского номера за 1984 г. журнала Byte).

CONTINENTAL SOFTWARE CO.: название компании, расположенной по адресу 11223 South Hindry Ave Los Angeles, CA 90045 (телефон: 213-417-3003), которая выпустила исключительно популярную программу "Home Accountant" (Домашний Счетовод) для компьютеров Apple II, Atari, C64, IBM, Osborne и TRS-80 Model III в эпоху расцвета "Домашних Компьютеров" 1983-85 гг.

CONTROL DATA PUBLISHING CO.: название компании с почтовым адресом P.O. Box 261127 San Diego, CA 92126 (США) телефон: 800-233-3784, или по Калифорнии 800-233-3785. См. также статьи PLATO and PLATO COURSEWARE. Корпоративное представительство : 8100 34th Ave, S, Minneapolis, MN 55440 (800) 328-3390.

CORCOMP: название компании, расположенной по адресу: 1255 North Tustin Ave. Anaheim, CA 92807 , которая начиналась в 1983 г. как магазин компьютерной техники "Corner Computer" (Компьютерный уголок) в г.Анахейм штата Калифорния. Компания получила известность за свою рекламу так никогда и не созданного компьютера "Phoenix" (или CC-99/64), который должен был стать сменным компьютером для владельцев 99/4A, желающим апгрейда. Несмотря на неблагоприятную репутацию, полученную вначале, компания CorComp, благодаря талантам Крэга Мюллера (Craig Miller) из г. Сан-Димас в штате Калифорния смогла начать производство карты контроллера дисковода DS/DD гибких 5,25-дюймовых дисков, мини-систему раширения (вместо громоздкого P-Box) и другое оборудование для компьютеров серии "TI-99".

CORCOMP 99000 MICRO-EXPANSION SYSTEM: Микросистема расширения 99000 для домашнего компьютера - номер COR 105 по каталогу Unisource, выпущен во 2-м квартале 1984 г. по мелкооптовой цене 549,95 долл.  Это небольшая по размерам и симпатичная на вид альтернатива шумному и массивному ящику расширения P-Box (PHP 1200). Устройство подключается к разъему ввода-вывода консоли "TI-99/4A". Модель "99000" стала законченной и наилучшей версией этого изделия, менее оснащенный вариант которого был маркирован "9900". Модель "99000" содержала 32Kб ОЗУ, интерфейс RS232 с двумя последовательными и одним параллельным портом, а также контроллер дисководов, который поддерживал до 4  приводов 5.25-дюймовых гибких дисководов (см. каталог "Unisource" за осень 1984, стр.2).

CORCOMP DATABASE MANAGER: СУБД - система управления базами данных, которую собиралась создать компания Corcomp для демонстрации возможностей своих карт памяти. Вспоминаются СУБД, текстовый процессор и табличный процессор, обещанные этой компанией. Обещанный текстовый процессор, возможно, воплотился в программу WriterEase, а табличный процессор скорее всего стал программой Console Calc (по прозвищу TI Planner), однако СУБД так никогда и не была создана ни в какой форме. Причина скорее всего в том, что Гален Рид (Galen Read), которого наняли для написания программ,  "сбежал с корабля".

CORCOMP PHOENIX (или CC-99/64): - название компьютера - Вскоре после поспешного бегства корпорации Texas Instruments появились слухи о новом совместимом компьютере для миллионов приобретателей компьютера "TI-99/4A". Этот компьютер должен был быть создан компанией CorComp из г.Лагуна-Хиллс в штате Калифорния. Они кормили нас информацией, основанной скорее на представлениях о таком компьютере, чем  о чем-либо хотя бы отдаленно напоминающем готовое изделие, эксплуатируя наше желание верить в то, что это правда. Дэн Уэбб (Dan Webb), позднее ставший президентом компании CorComp, сначала сказал нам, что компьютер "99/64", по прозвищу "Phoenix", будет иметь два слота под картриджи, но прежде чем туман обмана развеялся, слотов стало три. Он сказал нам, что у компьютера будет порт RS232, контроллер дисководов, разрешающая способность экрана 256 X 256 X 3, а в системе будет Extended Basic, синтезатор речи, с десятью октавами музыки и пятью октавами голоса. Он даже пошел еще дальше и заявил, что "Phoenix" будет комплектоваться заказной клавиатурой на выбор одного из 4 типов: мембранного - для детей, калькуляторного - для школьников, обычного типа - для обычного пользованияи работы с текстами, а последний тип клавиатуры с цифровым блоком. И мы это все поглотили, как морковку! Шутка выглядела такой правдоподобной еще и потому, что рекламные сообщения поступали от компаний, которые полагали себя будущими дистрибьюторами нового компьютера. Хе-хе.. Компания Corcomp никогда не приступала ни к первой стадии проекта, ни тем более не выпускала бета-версию продукта. Ребята, нас облапошили!

CORCOMP TRIPLE TECH CARD: название карты расширения, выпущенной компанией CorComp - Выпущенная в июле 1985 года, эта карта для установки в P-Box добавляла быстродействия компьютеру "TI-99/4A", предоставляя буфер размером 64Kб для принтера и слот для внутреннего подключения синтезатора речи к этой карте, что позволяет синтезировать речь, но цепочку устройств справа от консоли компьютера "TI-99/4A" строить было нельзя. Если память мне не изменяет, карту "Triple Tech Card" создали два члена компьютерного клуба "Range 99er Computer Club" в г.Колорадо-Спрингс в штате Колорадо. Цена по каталогам:
- Tenex Computer Express: 129.00 долл.
- TexComp Users Supply: 109.95 долл.
- Triton Products: 149.95 долл.
- Unisource Electronics -- $129.95

Компания CorComp также продавала ускоритель "9900 Stand Alone Clock with Load Interrupt Switch" для компьютера "TI-99/4A", который не требовал ящика расширения P-Box. Цена по каталогам:
- Tenex Computer Express: 79.00 долл.
- TexComp Users Supply: 69.95 долл.
- Unisource Electronics: 79.95 долл.

CORN SOFTWARE: название компании с адресом 25 Whitewater St. Corona Del Mar, CA 92625, которая создавала финансовые, образовательные  и развлекательные программы для компьютера "TI-99/4A". Рекламу этой компании можно видеть на стр.25 ноябрьского за 1982 год выпуска журнала "99er Magazine".

COSMI: название компании, основанной в 1982 и которая представляла себя как "высокооборотная, высокодоходная, создающая недорогие программы массового спроса для нужд массового потребителя, ищущего игровой и несложной формы для решения серьезных задач". Неслабо, согласимся! Компания Cosmi на заре своей карьеры "признавалась" в обладании товарными продуктами для самых разнообразных платформ, включая компьютеры Atari 400/800, TI-99/4A, Commodore VIC-20 и C64/128, семейство Apple II, IBM и совместимых, а также компьютеров Tandy.

Не исключено, что единственной причиной такого поведения было "...COSMI решила, что поддержка различных операционных систем, присутствующих на рынке, позволит не класть все яйца в одну корзину..." Единственным изделием этой компании для компьютера "TI-99/4A", мне известным, стала мультиплатформенная игра Spider-Invasion (Вторжение пауков) на компакт-кассете, которая доступна была также для компьютеров Atari 400 и 800, а также Commodore VIC-20. Не исключено, что их на самом деле было больше, но я не назвал бы эту компанию основным поставщиком продукции для сообщества пользователей компьютеров серии TI-99. Предполагаю, что компания COSMI делала свои деньги на пользователях компьютеров Atari и VIC, а не на пользователях компьютеров TI-99/4A. Большинство 99-шников могли слышать имя компании COSMI, но те же люди наверняка уверят вас в том, что COSMI никогда ничего не делала для TI-99. Как сказано в примечаниях к игре "Back In Time II", Пол Норман (Paul Norman) был единственным членом 'трудового коллектива', который и написал почти всю продукцию компании COSMI.

Некоторые другие программы компании COSMI, которые я проверил, включают:
- 20 Solid Gold Entertainment Hits (20 хитов чистого золота)
- Aztec Challenge - игра типа "король горы"
- Beyond Forbidden Forest (за чащобой)
- Caverns of  Khafka - типичная лабиринтная ходилка с монстрами
- Chernobyl (Чернобыль)
- CHOMP! (Хрум!)
- Crypts of Plymbous - напоминает игру Defender
- Def Con 5
- Forbiden Forest - найти путь в ужасно нарисованном лесу
- Galactic Avenger - отразить космических пришельцев
- Grand Slam Baseball: бейсбол
- Masters of Time - трехмерная космическая приключенческая игра для компьютера C64/128
- Meltdown
- Mission
- Navcom 6
- Navy Seal - для компьютера C64/128
- Paul Norman's Adventure Trilogy - трилогия приключений Пола Нормана:  Forbidden Forest, Aztec Challenge, Caverns of Khafka для Atari 800 XL/65/130 XE (Celery/Cosmi)
- Paul Norman's Computerized Publishing Company - компания компьютерных изданий Пола Нормана
- Pogo Joe  - (Cosmi-Audiogenic)
- Professor I.Q. - серия обучающих игр
- Slinky - если вы играли с пружинками, попробуйте проделать то же самое на экране
- Spider Invasion - уничтожить смертоносных пауков-мутантов, их яйца и гнездо
- Spite & Malice
- Super Huey
- Super Huey II
- Swift-Calc - табличный процессор для компьютера C64/128
- Talladega
- The E Factor - спасти свою планету от пришельцев, астероидов и мин
- The President Is Missing (на спасение президента)
- Top 20 Software Tools (20 лучших утилит)
- Top Fuel Challenge - для компьютера C64/128
- Triple Crown Challenge - для компьютера  C64/128
- War Eagles - симулятор Второй мировой войны

CP/M FOR THE TI-99/4A: операционная система CP/M для этого компьютера - карта для установки в "ящик расширения" P-Box, на которой установлено программное обеспечение от компании Morning Star Software (адрес компании: 4325 SW 109th Ave. Beaverton, OR 97005; телефон: (503) 646-4695), которое позволяло запускать на компьютере "TI-99/4A" разработанную компанией Digital Research операционную систему CP/M (что означает "Control Program/Microcomputer" - управляющая программа для микрокомпьютеров). В 1984 году карта продавалась в розницу за 595 долл. Изготовитель обещал, что установка этой карты позволит запускать на компьютере "TI-99/4A" такие популярные программы под операционную систему CP/M, как СУБД Personal Pearl и созданный компанией Sorcim текстовый процессор Super Writer. Рекламу изделия можно видеть на стр.9 августовского номера за 1984г. журнала Home Computer Magazine.

CRAIG, DOUGLAS BRIAN: Дуглас Брайан Крейг - программировал картридж "Addition and Subtraction 3" (Сложение и вычитание №3) для компании "Scott, Foresman" для компьютера TI-99/4A. Соавтор игры "Donkey Kong" (1983 год, выпуск компании Atarisoft) для компьютера TI-99/4A совместно Говардом Широм (Howard E. Scheer), а также игры "Moon Patrol" (Лунный патруль) для той же машины (1984 г.,  выпуск компании Atarisoft).

CREATIVE FILING SYSTEM: Система управления файлами (СУФ, автор Марк Бек (Mark Beck) - Выпущена в 1986г. в шараварном формате.  Файловая система "Creative Filing System" (CFS) - наиболее функциональное и интересное программное приложение из серии, включающей столь много различных программ и файлов, что не все они смогут поместиться на дискету формата SS/SD (360 Кб). Это может быть неприятно обладателям всего лишь одностроннего привода дискет одинарной плотности SS/SD, но на самом деле проблемы нет. Система CFS поддерживает от 1 до 3 дисководов, а также может работать с картами Horizon RAM Disk и 128-Кб картой Foundation. СУФ оснащена удобной функцией автозапуска, которая просматривает диск в поисках файла с заданным именем, после чего открывает его для исполнения. Пользовательские настройки экрана не поддерживаются. Корректность ввода данных не проверяется. Все данные предполагаются введенными строчными. Используется несколько необычный формат записи, в котором поддерживается не более 8 полей данных, каждое длиной не более 28 знаков. Но каждое поле разделено пополам, так что получается в итогу 16 полей по 14 знаков в каждом. Контроль длины ввода не осуществляется. Так что если нечаянно вести более 14 знаков в поле, данные начнут заполнять следующее поле, что может создать проблемы в сортировке и поиске. Система CFS позволяет использовать любое из 8 полей как единое поле длиной 28 знаков, однако во время ввода данных курсор перескочит в 15-ю позицию, если данные, вводимые в 28-знаковое поле, окажутся длиной меньше 14 знаков. Так что для перехода в следующее поле следует дважды нажать клавишу <ENTER>. Программа "валится" при попытке сохранить данные в файл с именем, уже имеющимся на диске, однако можно изменять имя существующего файла, так что его не удастся случайно повредить. Поддерживается объединение и разделение файлов. На двустороннюю дискету двойной плотности DS/DD (720 Кб) помещается до 1000 8-строчных записей, однако в документации не сказано, сколько записей помещается на односторннюю дискету одинарной плотности SS/SD.

Можно изменять размер файла, изменяя в нем количество записей. Единовременно нельзя открывать или делать активным более одного файла. При поиске поддерживается только оператор сравнения “равно”, однако в работе поддерживаются логические операторы И, ИЛИ и НЕ. Поиск может быть выполнен в последовательном режиме по любому полю (если поиск ведется по единственному условияю) или по любым двум полям (в случае поиска по нескольким условиям). Сортированные файлы можно просматривать в так называемом “турбо”-режиме, который представляет собой поиск по единственному условию для указанного поля. Результат выводится на экран, а также можно использовать команды поиска индексированной записи в файле. Отдельную запись распечатать нельзя. Вывод на экран отобранных записей в ходе поиска проматывается настолько быстро, что за ним затруднительно следить. Скроллинг следует останавливать нажатием клавиши, однако подпрограмма обработки нажатий клавиатуры для этого недостаточно быстра. Так что после нажатия клавиши нужная запись далеко уедет с экрана! Вернуть экран поиска нельзя, можно только запустить поиск сначала.

Можно строить горизонтальные полосковые диаграммы (в стиле книги Крейга Миллера (Craig Miller) "Smart Programmer's Guide To Sprites"), что позяоляет численные данные выводить помесячно. Численные и финансовые величины, согласно жесткому формату СУФ CFS, должны быть представлены в каждой записи, чтобы можно было построить график. Но даже с этими ограничениями, это великолепная функция, и  СУФ CFS - единственная, предоставляющая ее. Сортировка файлов в версии 8 выполняется по одному или по двум полям, благодаря написанной Дж.Петером Ходди (J. Peter Hoddie) на языке Ассемблера программе сортировки. Сама программа закрыта и недостаточно документирована, но работает быстро и эффективно, когда вы с ней освоитесь.

Хотя кто-нибудь может найти, что можно улучшить в дизайне записи, ввода даных и управления данными СУБД CFS, но совершенно выдающийся табуляторный механизм генератора отчетов Report Generator является просто лучшим среди подобных. Хотя им не так легко пользоваться, как подобным генератором отчетов Navarone Report, СУБД CFS превосходит всех конкурентов. Кроме исключительной гибкости, имеется поддержка того, что в СУБД CFS называется приоритетными полями, что означает приданную им способность подавлять повторный ввод данных (возможность, которая не только у всех прочих отсутствует, но о которой конкуренты даже и не подозреватели). Имеется также поддержка  горизонтальных и вертикальных колонок объединения численных данных, что позволяет вводить пользовательские заголовки в отчеты по столбцам, преодолевая ограничения, накладываемые фроматом ввода заголовков столбцов. Убежден, генератор отчетов в СУБД по важности находится на втором месте, уступая только способности программы выдавать именно ту информацию, которая от нее требуется, и с какими бы данными я не работал, в итоге мне потребуется отчет. Генератор отчетов СУБД CFS сам по себе компенсирует любую слабинку, которую можно было бы найти в самой программе. Это то, что хорошо. Программа поддерживает пользовательские форматы и позволяет сохранять их для последующего использования, для печати на диск или на принтер, и т.п. СУБД CFS содержит множество других программ, прежде всего специального, а не общего назначения. Например, программу для создания каталога файлов на вашем диске (что может быть использовано другими программами, входящими в комплект CFS, но я с ними не работал), программа Formatter позволяет печатать текст с перечнем файлов, содержащих данные (еще одна уникальная функция СУБД CFS), утилитная программа создает текстовый файл в формате TI-Writer.

В целом, Creative Filing System - отличная программа. Хотя я критиковал ее в некоторых аспектах, она предоставляет больше возможностей, чем люубая другая подобная программа. Но тем не менее, она просто вопиет о более качественной документации. Описание некоторых комплексных операций могло бы занять по 3-4 страниц текста, но на самом деле им отведено по 1-2 параграфа текста. 39-страничное руководство на дискете просто не позволяет понять, что именно может сделать Creative Filing System для пользователя. По большей части назначение функций неясно, в двух местах имеются грубые неточности из-за восьми обновлений программы, да и все руководство читается так, будто оно написано для программиста, а не для пользователя. Нет сомнений, что автор Марк Бек (Mark Beck) понимает, как пользоваться всеми функциями СУФ CFS. Испытание написанием документации, которая должна была бы донести это знание до других людей, ему оказалось не по силам.

И тем не менее, по цене и по предоставляемым возможностям, СУФ CFS не имеет равных. Фактически, благодаря своим многообразным функциям и нулевой цене, он на равных может состязаться с СУБД PR Base за внимание пользователей. Это много может сказать о СУФ Creative Filing System.

CREATIVE SOFTWARE: название компании с юридическим адресом: A 230 East Caribbean Drive Sunnyvale, CA 94089 (США), которая занималась программным обеспечением и в середине 1983 г. купила текстовый редактор Funware у Майкла Брузерса (Michael Brouthers). Возглавлял компанию Пол Жужело (Paul Zuzelo), интервью с которым можно найти в июльском выпуске 1983 года альманаха "Enthusiast 99". Подробности о программе FUNWARE можно найти в соответствующей статье. Компанию Creative Software, в свою очередь, в 1986 году купила компания Activision. За время своего существования компания занималась в основном картриджами и компакт-кассетами для компьютера VIC-20. Текстовый редактор Funware эта компания приобрела в стремлении выйти на рынок картриджей для компьютера "TI-99/4A", но это решение совпало по времени с потерей корпорацией "Texas Instruments" интереса к компьютерам "TI-99/4A". После этого компания Creative Software сосредоточилась на программах для компьютеров C64 и VIC-20, прежде чем окончательно переключиться на программы для IBM PC-совместимых компьютеров, после чего была приобретена компанией Activision. Программы для компьютера "TI-99/4A", созданные компанией Creative Software, продавались под девизом FUNWARE, даже после того, как текстовый редактор Funware был в середине 1983 года приобретен компанией Creative Software.

CRISIS MOUNTAIN: горный кошмар. См. также статью Cave Creatures. - Удастся ли вам предотвратить взрыв, который инициирует смертоносное извержение вулкана, выбрасывающего тонны радиоактивного пепла в атомосферу? В этой динамичной аркадной игре вам нужно будет укрываться  от камнепадов, ползти через тесные туннели, и прыгать через потоки расплавленной лавы, чтобы добраться до цели и выключить бомбу. Не забудьте спрятаться от радиоактивной летучей мыши Bertrum'а, и полный перед! Бомбы уже тикают...

<>CTC: название компании с юридическим адресом: A 5560 Ruffin Road, San Diego, CA 92123 (США), которая разместила рекламу компьютера "TI-99/4 Home Computer" в ноябре 1979 г. Их цена "со скидкой" за полную систему, включавшую консоль и 13-дюймовый цветной монитор, составляла 1099.00 долл. Их реклама, кроме прочего, включала "ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПРО ДОМАШНИЙ КОМПЬЮТЕР TI-99/4A КОРПОРАЦИИ TEXAS INSTRUMENTS", в котором говорилось буквально следующее: Не подлежит сомнению, что новый компьютер "TI-99/4" - сегодня наиболее ожидаемый домашний компьютер на рынке. В результате спрос значительно превысил возможности завода-производителя, и образавался серьезный дефицит, с которым столкнулись все дилеры, причем ситуация на ближайшую перспективу не улучшится. В качестве реального и разумного решения, компания CTC разработала для наших клиентов график приоритетных поставок. Вот как он работает. Вы присылаете нам заказ на компьютер "TI-99/4" с предоплатой в размере 150 долл. (наличными или по кредитной карте). По получении вашего заказа и предоплаты , мы регистрируем ваше имя и дату получения заказа в нашем списке приоритетных заказов, после чего направляем вам по почте подтверждение получения заказа с указанием вашей позиции в приоритетном списке. По получении компьютеров "TI-99/4" от изготовителя, мы будем рассылать их нашим клиентам согласно их положению в приоритетном списке. Проще говоря, "Пришедшего первым обслуживают первым". Свой заказ можно отменить в любой момент, письменно предупредив об этом за 30 дней, причем вернут вам все ваши 150 долл. Можно нам позвонить в любой момент, чтобы узнать свою позицию в приоритетном списке, чтобы вы могли наилучшим образом подготовиться к моменту исполнения заказа".

CYDEX SOFTWARE: компания с почтовым адресом PO Box 14471 Portland, OR 97214, которая выпустила написанную на языке Ассемблера игру King of the Castle (Хозяин Замка), изданную позднее под названием Escape! (Бежим!).

Возврат к содержанию Энциклопедии терминов
Возврат к содержанию Энциклопедии
          терминов TI-99/4A