ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ТЕРМИНОВ,
относящихся к домашнему компьютеру TI-99/4A

B

BACH COMPANY, THE: компания, расположенная по адресу A 715 Ensign Way Palo Alto, CA 94303 (415) 494-1995. Была дистрибьютором товаров для компьютера TI-99/4A. Рекламу этой компании можно увидеть в ноябрьском выпуске за 1982 год журнала "99er Magazine" на стр.21.

BACH MUSIC: музыка Баха: название картриджа, который так и не был создан.

BACHRACH, MARK: Марк Бачрах: автор программы "Spin*A*Fortune" (издана в 1982 г. для TI-99 под лейблом Sunrise Software).

BACKSTEINE: программа от компании Comprodine, выпущенная в 1989 г. по цене $10.00.

BADER, CHRIS: Крис Бадер: автор игры Kangaroy, выпущенной в 1985 г. компанией "T&C Actionware"...авторами которой на самом деле были Тед Петерсон (Ted Peterson) и Крис Бадер.

BAGNARESI, PAOLO: Паоло Багнареши: автор шараварных программ BA-Writer, BASIC Builder XB и других.

BALLOON WARS: Воздухоплаватель: выпущена под лейблом Asgard Software номер E9101 в 1986 году по мелкооптовой цене $8.95. Крис Боббит (Chris Bobbitt) создал игру, в которой вы летите на воздушном шаре через 30 различных ситуаций над вражеской пустыней, выполняя задание британской военной разведки. Ваша задача - безопасно добраться до своей базы, в то время как с земли по вашему воздушному шару стреляют танки, пушки и солдаты. В воздухе негде спрятаться, при том что вы должны периодически приземляться для дозаправки и приема грузов. Для игры требуется компьютер TI-99/4A, джойстик, дисковод, карта расширения памяти до 32 Кб и картридж с Extended BASIC.

BALLOONS: Воздушные шары - программа, выпущенная компанией Software Advances в 1983 году по мелкооптовой цене $12.95. Это учебное пособие, обозначенное на дискете и на компакт-кассете как Night & Day. В программе Balloons тренируется концентрация глаза ребенка и перемещение его внимания слева направо совместно с движением руки, что важно для приобретения навыков чтения. Предназначена для детей в возрасте от 2 до 5 лет.

BANG-BANG SUB: Лодка "Пиф-Паф!" - шутер, в котором вы командуете подводной лодкой, которая может перемещаться влево-вправо и вверх-вниз. Стреляете торпедами и уклоняетесь от глубинных бомб. Другое название игры - Sub-Oceanic. Экран приветствия при запуске игры показывает дату создания 1982 год с благодарностью в адрес автора игры Доминика Джей Мелфи (Dominic J. Melfi). В свое время TI решила не продавать эту игру, что на мой взгляд было неразумным решением. Игра проходила в высоком темпе, в чем значительно превосходила раннюю продукцию компании Milton Bradley и самой корпорации TI, и которую можно было сравнить с хитами вроде Alpiner и Sneggit, которые появились значительно позже.

BAR CODING: штрих-код - нанесен на обложку журнала 99er Magazine. Подробности - см. "99er" от января 1983 г., стр.6.

BARACKMAN, STEPHEN: Стефан Баракман - из города Парижа, штат Техас, член группы "TX 99er", который создал великолепную программу "Starfleet Technical Drawings", которая распространялась Стивом Ламберти (Steve Lamberti) из компании Texaments.

BARACKMAN SUSAN: Сьюзен Баракман, жена выше упомянутого Стефана Баракмана, самодеятельный художник, специализируется на рисовании животных маслом на холсте.

BARDEEN, JOHN: Джон Бардин, научный сотрудник компании Bell Labs, который вместе с Уолтером Браттаном (Walter Brattain) и Уильямом Шокли (William Shockley), 1947 году изобрел транзистор.

BARNES, PHIL: Фил Барнс, из города Мишн Вейхо, штат Калифорния, программист, который в июне 1984 года написал первый коммерческий табличный процессор на языке Extended BASIC для компьютера TI-99/4A.

BARRAGE: номер по каталогу Triton - BAAX или по каталогу Tenex - 68645, мелкооптовая цена $19.95. Это игра на картридже, версия игры для компьютера Atari - Missile Command, для одного играющего, для двух игроков или для трех. Игра написана отставным программистом корпорации TI Гартом Долгитом (Garth Dollhite) во время его занятий бизнесом в компании "Sofmachine" в сотрудничестве с другими бывшими работниками Texas Instruments Джеймсом И. Драмисом (James E. Dramis) и Полом Урбанисом (Paul Urbanus). = Джеймс И.Драмис - ранее он преподавал математику – создал игры Car Wars, Munchman, Parsec и TI Invaders для компьютера TI-99/4A. Урбанис был стажером из Нью-Мексико, который работал на TI только во время летней практики в 1979, а потом в 1981-82, но успел оказать помощь Драмису в его работе над созданием игры Parsec, а также помочь корпорации Control Data Corporation завершить работу над пакетом PLATO. Между делом, работая в Калифорнийском университете на проект PLATO, Урбанис создал Disko - первый редактор диска, специализированный для TI-99/4A.

BATTLE OVER TITAN: Битва за Титан - версия на дискете (номер G03D за $17.95) или на кассете (номер G03C за 14.95) - космическая боевая игра от компании Millers Graphics (адрес: 1475 W. Cypress Ave San Dimas, CA 91773). Вражеские корабли собираются достичь базы на Титане, и ваша задача - уничтожить пришельцев прежде, чем они смогут достичь поверхности планеты. Выпуск 1982 г. (номер дан по каталогу компании Millers Graphics).

BATTLESTAR GALACTICA: боевая станция "Галактика" - Этот никогда не появившийся на свет картридж для компьютера TI-99/4A был упомянут в корпоративном сообщении Texas Instruments, выпуск CL-757, в разделе Home Entertainment (развлекательные программы). Хотя я никогда не видел каталожного номера этой игры, она была упомянута в списке приложений для картриджа "Command Module Simulator", так что в каком-то каталоге эта игра, скорее всего, присутствует. Вот только как узнать - в каком?

BEANSTALK ADVENTURE: Приключения бобового зернышка - игра, портированная для компьютера TI-99 членом группы пользователей LA99ers Джорджем Ф.Стефеном (George F. Steffen), который также писал программы на ассемблере для конвертера памяти Craig Miller's Gram Kracker.

BECKETT, JUDI: Джуди Бекет - сотрудница компании Ryte Data South, фирмы-однодневки, дочки принадлежавшей Брюсу Ряну (Bruce Ryan) компании Ryte Data. Бекетт и Генри Шлерет (Henri Schlereth) и составляли весь штат компании Ryte Data South Company, созданной в мае 1987 года, и закрытой в октябре того же года.

BEEBE, MATT: Мэт Биби - бывший член совета экспертов форума экспертов по компьютерам корпорации Texas Instruments, называвшегося TI Forum в Интернет-системе CompuServe.

BEGINNER’S BASIC TUTOR: обучение основам языка BASIC - дискета PHD 5067 или кассета PHT 6067; выпущены в 3-м квартале 1982 г. по мелкооптовой цене $29.95 и $24.95 соответственно. – Это программа на компакт-кассете или на 5,25-дюймовой дискете, содержащая 8 уроков по технике программирования на языке TI BASIC. В сочетании с руководством пользователя, которое прилагалось к каждому компьютеру TI-99, каждый получает возможность пройти путь от первых шагов до достаточно умелого программирования букв на экране и командных выражений. Каждый урок охватывает новую тему и содержит наборы вопросов для повторения и закрепления полученных знаний. Документация к дискете имеет номер 1041554-567.

BEGINNING GRAMMAR: начала грамматики - картридж PHM 3003; выпущен в 2-м квартале 1979 г. По мелкооптовой цене $29.95. Этот учебный картридж разработан и производился корпорацией Texas Instruments в помощь учащимся 3-5 классов в изучении грамматики и построении грамматически правильных фраз, включая предлоги, глаголы, местоимения, союзы и наречия. Как сказано в документации (документ 1037109-3), “Приятные и полезные уроки познакомят с частями речи и основами их использования. Прекрасная практика и хорошее развлечение для школьников 2-5 классов.

Мнение пользователей (от Джона И.Тейлора (John E. Taylor) и других членов группы пользователей "Shoals 99er Uer Group" в 1985 г.): "Картридж Beginnng Grammar специально создан в помощь вашему ребенку в изучении грамматики. Семь из восьми частей речи (имя существительное, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги, союзы и местоимения) предстают перед школьником в форме увлекательной и красочной игры и серьезного насыщенного учебного процесса. Каждая тема (игра или часть речи) начинается с определения и включает примеры, помогающие понять основной принцип использования данной части речи. Ребенок потребуются некоторые навыки работы на клавиатуре и использования командных кнопок - Ввод, Шифт, пробел и вкл/выкл.
Звук и цвет действительно оживляют процесс обучения. О, да! И еще можно набирать и сохранять очки довольно необычным способом: картридж Beginning Grammar состоит из следующих упражнений (игры и программы): 1- стулья с существительными; 2- лифт глаголов; 3- плакаты местоимений; 4- ресторан причастий; 5- аттракционы наречий и 6- предлоги-союзы. Вам понадобится провести некоторое время с дошколятами и школьниками 1-2 классов, чтобы познакомить их с основами работы с программой, назначением клавиатуры и общей работой компьютера. Вы будете поражены, как быстро дети усвоят урок и как они будут захвачены процессом игры и обучения. Все, что вам понадобится - это компьютер TI99/4A и картридж Beginning Grammar - и хотя бы один маленький (а со временем - подросший) пользователь, чтобы он смог играть и развлекаться.

BEHLEN, JAMES W.: Джеймс У. Белен, автор игр Mini-Golf (1982) и Mini-Golf II (1983), распространитель игр - компания BeeJay Funware.

BEHNKE, JOHN: Джон Бенке - бывший член группы пользователей Chicago TI User Group, которая создала множество прекрасных игровых программ, а также, возможно, наиболее талантливый автор игровых программ для компьютера TI-99/4A во времена его расцвета. Бенке также был библиотекарем своей группы и иногда писал заметки в клубный альманах. Среди программ, которые можно было найти в библиотеке клуба (и приобрести) у Бенке были:
  • Artist Printer - вып.1987 - программа для печати на принтере Epson иллюстраций, подготовленных в среде TI-Artist;
  • Assault The City - год неизвестен - приключения, для игры требуется картридж Tunnels of Doom производства Texas Instruments;
  • Basketball - год неизвестен - дуэль для 2 играющих на трехмерной баскетбольной площадке;
  • Boxing - год неизвестен - игра в бокс; написана на языке Extended BASIC;
  • Bowling - год неизвестен - боулинг для 4 играющих по 10 фреймов; компьютер ведет счет очков;
  • Breakout - вып.1985 - версия на языке Extended BASIC классической игры Breakout;
  • Bug - игра с уникальным сюжетом: нужно найти 5 ошибок в микропроцессоре, прежде чем ваш компьютер умрет;
  • Collapse - вып.1987 - 6-е место по популярности среди игр
  • Colorcross - год неизвестен - игра наподобие Simon, где нужно запомнить последовательность и воспроизвести ее;
  • Election - год неизвестен - соревнования по выборам президента против компьютерного претендента;
  • Face-Off - вып.1985 - для 2 или 4 играющих: управление хоккейной командой в течение сезона;
  • File Art - год неизвестен - программа печати текстовых изображений с разрешением, максимально возможным на принтере Gemini;
  • File Print - вып.1986 - программа печати любого файла формата DV/80 на Epson-совместимом принтере;
  • Flash Cards - год неизвестен - простенькая программа обучения счету;
  • Forest Fire - вып.1984 - клавиатурная игра (с координатами x/y) наподобие игры Othello;
  • Galaxy Lander - вып.1984 - игра вроде Lunar Lander, но можно садиться на различные планеты Солнечной системы;
  • Graphsheet - год неизвестен - печатает сетки 8 x 8 для проектирования спрайтов;
  • Gridsheet - вып.1987 - печатает гексагональные сетки;
  • Holeymoley - год неизвестен - загнать кротов обратно в их норы;
  • Holeymoley - The Next Day - год неизвестен - кроты вернулись и снова воруют вашу морковь;
  • King - год неизвестен - игра типа Hammurabi на управление небольшой страной;
  • Label Maker - вып.1987 - программа печати ярлыков;
  • Maze Maker - год неизвестен - конструктор лабиринтов с выводом на экран или на печать;
  • Missile Command - вып.1985 - клон ракетной стрелялки от Atari под названием Missile Command;
  • Missile Wars - вып.1987 производство Asgard Software - выпущенная на продажу ракетная стрелялка по типу игры Missile Command;
  • Night Of The Living Dead - год неизвестен - шутер на отстрел ходячих мертвецов;
  • Postcard - вып.1987 - программа для редактирования, сохранения, загрузки и печати открыток 10х15 см;
  • Quick-Load - год неизвестен - программа быстрой загрузки с 4 секторов;
  • Rat Race 16K - вып.1987 - крысиные бега, для 1-8 игроков;
  • Rat Race 32K - вып.1987 - то же самое, как Rat Race 16K, но крыс еще больше и можно делать скроллинг экрана;
  • Scroll One - вып.1985 - программный код на языке ассемблера для языка Extended Basic для скроллинга экрана влево или вправо;
  • Sea Battle - год неизвестен - игра типа Star Trek, но действие происходит в далеких морях;
  • Sky-Rescue - вып.1985 - спасти трех заключенных от террористов, для чего нужно с самолета разбомбить стены тюрьмы;
  • Spider-Bop - вып.1985 - Прихлопнуть пауков, пока они до вас не добрались - версия на языке TI BASIC;
  • Spider-Bop - вып.1987 - Прихлопнуть пауков, пока они до вас не добрались - версия на языке c99;
  • Star Merchant - год неизвестен - путешествуем по галактике, торгуем и богатеем;
  • Stock - год неизвестен - испытай свою удачу в торговле акциями;
  • Terminal Chess - год неизвестен - игра в шахматы по телефону;
  • Text Coder - вып.1986 - шифрует и паролирует любой текстовый файл формата DV/80;
  • The Game Pack - вып.1988 от компании Asgard Software - собрник игр Missile Wars и The Haunted Mine II на одной дискете;
  • The Haunted Mine - вып.1985 от компании JB Freeware - графические приключения по типу игры Tunnels of Doom;
  • The Haunted Mine II - вып.1987 от компании Asgard Software - продолжение графических приключений по типу Tunnels of Doom;
  • The Volcano Fortress - вып.1987 от компании Asgard - графические приключения по типу игры Tunnels of Doom;
  • TI-3101 - год неизвестен - эмулятор компьютера IBM-3101 для платформы TI-99/4А. Экран на 80 столбцов (40 x 2), смена цвета экрана и т.п.;
  • Tunnels of Doom Editor - вып.1987 от компании Asgard Software - набор утилит для создания пользовательских игры на базе картриджа Tunnel of Doom;
  • VDP Utility - вып.1985 - утилита, позволяющая в программамх на языке TI-BASIC использовать наборы спрайтов номеров 15 и 16 для исполнения на языке XBASIC после выполнения операции MERGE;
  • War Lords - вып.1985 - игры для 2 участников; каждый должен защитить от другого замок;
  • Word Processor - год неизвестен - текстовый редактор; программа на TI BASIC.

BERLYN, MICHAEL: Майкл Берлин - автор приключенческих игр Cutthroats, Infidel и Suspended, изданных компанией Infocom.

BERNASEK, GLENN: Гленн Бернашек - член группы пользователей TI Chips из города Кливленда, штат Огайо, написавший программу TI Shortsheet - очень приятный табличный процессор для компьютера TI-99/4A на языке Extended BASIC. Владелец компании Gee Bee Basics

BEST GAMES COMPUTER: Компьютер лучших игр - термин из статьи "Which Computer Plays Games Best?" автора Мартина Басса (Martin Bass) в декабрь-январском номере 1984 года журнала "Computer Games":

Многие люди не признаются в том, что их основным стимулом к приобретению компьютера является возможность поиграть. Разумеется, они также смогут поупражнятся в программировании, разобраться в том, как компьютер работает, или даже поделать на нем что-нибудь для дома, но игры - это всегда главное. Если возможность играть учитывается при выборе компьютера, то вопрос "Какой является лучшей платформой для игр?" - имеет важнейшее значение.

Ведущие - Apple и Atari потрясли рынок в конце 70-х годов и вскоре стали законодателями мод в игровых машинах, прежде всего благодаря своей высококачественной графике. Каждый из основоположников обзавелся последователями. Программисты обычно пишут для одной из этих двух платформ, проводя тысячи часов в отработке техники программирования, выжимая каждый бит производительности из компьютеров. В итоге сейчас для этих двух типов машин имеется больше игр и по количеству и по ассортименту, чем для любого другого компьютера. Будущее не сулит изменения ситуации.

Соискатели - С момента появления компьютера "Commodore 64" в ноябре прошлого года, он уже установил новый стандарт для своего ценового сегмента. Сопоставимый по многим параметрам с "ведущими" компьютерами, "Commodore 64" стоит всего 200 долл. Если цена Apple доходит до 1200 долл., и "Atari 800" - до 300 долл., можно легко понять, почему дела у "Commodore 64" идут так хорошо: уже продано около миллиона экземпляров. Но что интересного в том, сколько продано компьютеров "Commodore"? Дело в том, что чем больше продано, тем более привлекательной платформа "Commodore 64" становится для компаний, пишущих программы и игры для компьютеров, и которые до сих пор работали только на Apple и на Atari. Уже более 100 наиболее популярных игр для этих компьютеров транслированы на платформу "Commodore 64". Важным достоинством ситуации является то, что транслируются только лучшие игры, так что наблюдается бум уже вокруг игр на компьютере "Commodore 64", и количество это непрестанно растет, в том числе и за счет игр, написанных специально для "C-64". Дэев Альберт (Dave Albert) из компании "Penguin Software", который транслировал для "C-64" всю линейку своих лучших игр вроде "Spy's Demise", говорит, что производители программной продукции "бросились писать игры для "С-64". Компьютер "Commodore 64", названный "кротом" при первом наступлении на рынок, вполне может стать "Apple для 80-х годов".

Другие соискатели - А как же компьютеры IBM, "Timex-Sinclair 1000" и "2000", "Commodore VIC-20", "Radio Shack" и даже "Специально от Билла Косби" [что-то вроде "Жванецкий рекомендует"] компьютер "Texas Instruments 99/4A"? Все это хорошие компьютеры, но с серьезными недостатками в применении для игр. Цена IBM PC, к примеру, сразу же выводит его из списка претендентов на звание компьютера для игр. Сравнительно мало игр создано для компьютера IBM PC. Однако если выбрать машину IBM для деловых приложений и чтобы еще не покупать второй компьютер специально для игр, тогда это логичный выбор. И ведь есть устройство "Quadlink" от "Quadram Corporation". За 600 долларов это приспособление позволяет компьютеру IBM эмулировать, т.е. "работать, как" компьютер Apple. Большинство, если не все, игры с дискет для Apple будут работать на машине IBM с устройством Quadlink. Это как если купить Apple за пол-цены.

На другом конце ценовой линейки находится малютка "Timex-Sinclair 1000", который продается дешевле 50 долл. Созданный как компьютер для начинающих, он прекрасно подходит для обучения программированию на языке BASIC, для него созданы сотни игр - все на компакт-кассетах. К сожалению, нет звука и цвета (полагаю, что они не будут забыты в следующей модели TS-2000), и устройство выключается, если его перевернуть.

Если добавить всего 25 долларов, можно заполучить "Atari 400" или "Commodore VIC-20". Машина от Atari заметно лучше. Она полностью совместима со старшей моделью "Atari 800", так что одни и те же картриджи, равно как и кассеты и дискеты с играми прекрасно работают на обеих машинах. Используя тот же самый графический процессор, который отвечает за великолепные изображение и анимацию на модели "800", модель "400" выдает также и прекрасные звуковые эффекты. Существенным отличием является объем памяти - у модели "400" ее всего 16Kб, тогда как у модели "800" - целых 48Kб. Меньший объем памяти не заметен для аркадных игр, которые обычно обозначены на картридже. Но более емкие приключенческие игры на дискетах требуют больше памяти. Память для модели "400" можно нарастить и дисковод для дискет можно подключить, но за цену дополнительной памяти можно купить уже модель "800", чтобы начать все сначала.

С линейкой компьютеров "Commodore" ситуация другая: программное обеспечение этих двух машин несовместимо (язык BASIC у них одинаковый, но адреса машинных кодов, используемые программой, различны.) У них картриджи разных размеров, и, кроме того, видеопроцессор компьютера VIC не расширяется. В сочетании с фактом наличия у VIC'а всего 5Kб памяти, это уменьшает возможности для запуска действительно серьезных игр, многооконности и качественной графики. Память модели "VIC" расширяется и можно использовать привод гибких дисков от модели "64", но ведь можно и купить модель "64" - за почти те же деньги. (обе модели - "64" и "VIC" обладают великолепным звуком, как мне кажется).

Если вы предпочитаете аркадные игры, или даже развивающие игры, компьютер "VIC" - вполне достойный выбор и вполне может оказаться приятным 50-долларовым подарком к Новому году. К нему имеется множество картриджей, и все новые конвертации на эту платформы - вроде игр "Shamus" и "Pipes" - появляются с каждым днем. Собственные программисты корпорации "Commodore" определенно будут продолжать поддерживать платформу "VIC", при том что их продано почти миллион штук в дома американцев. Несмотря на впечатляющий объем проданных машин, линия компании "Radio Shack" никогда не обращалась к создателям игр, так что список игр для ее компьютера небольшой. И хотя можно потратить денег на более совершенные графические возможности, могут понравиться и вполне приятная графика типа VCS. Если же вы выбрали "TI 99/4A", спросите себя: купите ли вы компьютер у человека, торгующего мармеладом (намек на популярного комика Билла Косби, который рекламировал по телевизору мармелад, одновременно выступая с рекламой компьютера Texas Instruments)? И в самом деле, у компьютерного детища Texas Instruments были большие проблемы в отношениях с независимыми софтверными компаниями. Несколько очень успешных игр от Atari и Apple были транслированы на платформы "Radio Shack" или "TI-99/4A", но оба по-прежнему испытывали острую нехватку игровых программ.

Ну и есть самые настоящие новые компьютеры: Aquarius от компании Mattel, SV308 от Spectravideo, а также штурмовой отряд новых японских игровых компьютеров. ЛЮбой из них может быть отличной игровой машиной, а может провалиться. Сейчас просто еще рано об этом говорить. Пока что они определенно испытывают недостаток игр. У одного компьютера с этим, по крайней мере, дела обстоят неплохо: это "Adam" от компании "Coleco", который на деле является просто игровой приставкой от компании "Coleco" с компьютерной клавиатурой, с подключаемым модулем памяти и принтером. На нем можно играть все игры производства "Coleco", а также их расширенные версии.

Вгляд подробнее - Apple, Atari, Commodore - с ними вроде бы разобрались. Из них Apple - наиболее дорогой. А есть ли у него какие-то приемущества? Программисты из компании "Penguin Software" говорят, что метод, которым они могут использовать дисковод компьютера Apple, наилучшим образом подходит для запуска приключенческих и фаэнезийных ролевых игр, в том числе игр типа "Dungeons and Dragons", варгеймов и стратегических, а также логических. Такие игры лучше всего пойдут на компьютере Apple, чем на какой-либо другой машине.

С другой стороны, если вам нравятся аркадные лабиринтные ходилки, автомобильные гонки, гольф, скалолазание, прыжки и стрельбу в открытом космосе, обладание компьютером "Apple" не дает никаких преимуществ. На самом деле он не так уж и много может по этой части. Значительная часть аркадного игрового процесса составляет звук, а по этому параметру соврешенно определенно компьютер Apple уступает и Atari и Commodore. Компьютеры Atari и Commodore имеют 64-разрядные музыкальные генераторы - четырех- и трехголосые соответственно, тогда как Apple просто бибикает и гудит. Apple не умеет работать с графическими блоками - "спрайтами", как у "С-64" или с аналогичными группами графических примитивов - как у Atari, благодаря которым анимация сморится так красиво на моделях "400", "800" и "C-64". Еще один недостаток компьютера Apple - наличие дисковода гибких дисков и отсутствие разъема для картриджей, как у конкурентов. Дисковод добавляет около 500 доллларов к цене компьютера Apple, которая сразу же улетает за тысячу долларов. Кроме того, компьютеры "С-64" и оба "Atari" можно прямо втыкать в цветной телевизор, а Apple - нельзя.

Для большинства людей выбор игрового компьютера ограничен Atari или Commodore. Если вас интересует игровой компьютер не дороже 100 долл., модель "Atari 400" очевидно лучше, чем "VIC-20". В более высоком ценовом диапазоне хороши и "Atari 800" (цена около 300 долл.) и "Commodore 64" (около 200 долл.). Что здесь следует принимать во внимание?

Цена модели "800" постоянно снижается с первоначального уровня в 600 долл., на котором она проадавалась почти весь 1982 год. Происходит это по причине смены линейки компьютеров "Atari". Морально устаревающие "400" и "800" вытесняют модели "600XL" и "800XL". Во время смены линейки компьютеров, модели "400" и "800" продаются с впечатляющими скидками. Любители распродаж имеют вполне реальную возможность приобрести неплохой игровой компьютер по смешной цене. Можно будет встретить на распродаже также и компьютер "Atari 1200XL", однако было много сообщений об ошибках в работе модели "1200", да и подключать к ней можно всего только два джойстика, а не четыре, как у модели "800". Это имеет особое значение с ростом популярности в последнее время мультиплеерных игр типа "Boulders" и "Bombs" от компании CBS. Новый компьютер Atari программно будет совместим с ранними машинами этой компании, оснащен памятью 88Kб и будет иметь порта два джойстиков, как у модели "1200".

Библиотека игр для Atari простирается от аркадных стрелялок, включает много стратегий и приключенческих игр. Игры поставляются на картриджах, компакт-кассетах и на дискетах. Часто сначала появляется версия на дискете, а спустя несколько месяцев выходит версия на картридже. Если вы можете подождать, это сэкономит вам 400 долл. стоимости дисковода гибких дисков. Как и с компьютером Apple, наиболее сложные игры, особенно приключения, обычно продаются только на дискетах, так что вам придется пойти на дополнительные расходы, если это ваш любимый вид игр. Привод компакт-кассет для компьютера "Atari" стоит около 50 долл., и вам не удастся использовать обыкновенный кассетный магнитофон для воспроизведения компакт-кассет с играми.

Если выбрать компьютер "Commodore 64", можно сэкономить деньги двумя способами: и компьютер стоит менее 200 долл., привод гибких дисков "1541" продается не более чем за 300 долл. Привод компакт-кассет компьютера "Commodore" ценой около 70 долл. вам также не удастся заменить магнитофоном, как и у "Atari", но многие игры продаются на картриджах, так что можно сэкономить кучу денег, купив один только компьютер. Можно подождать несколько месяцев появления нового компьютера "Apple" когда на него будут транслированы лучшие игры "Atari", но эта ситуация может скоро перевернуться, потому что многие многие программисты разрабатывают игры исключительно для модели "С-64". Согласно Марку Турмеллу (Mark Turmell), автору игр Fast Eddie, Sneakers и Turmoil, "Компьютер "Сommodore 64" способен потянуть большинство игр аркадного типа. Он наступает на пяти компьютеру "Atari 800". У него бесподобные музыка и звук".

Прежде, чем выбирать между компьютерами "А800" и "С64", сходите в магазин и посмотрите ассортимент игрдля этих машин. Имеется несколько отличных игр для обеих: "Choplifter", "Frogger", "Jawbreaker", "The Pharoah's Curse" и "Fort Apocalypse". Некоторые геймеры полагают, что у "Atari" четче и плавнее графика, тогда как другие не видят никакой разницы. Если графика имеет для вас особое значение, обратите именно на нее особое внимание.

Минимальная цена - Динамичный мир компьютеров меняется непрерывно. Новые изделия появляются на полках магазинов, вчерашние хиты становятся сегодня убожеством, цены валяьтся направо и налево. Гак говорит Клайв Смит (Clive Smith), старший аналитик угрппы компаний "Yankee Group", одним из наиболее значительных событий 1983 года станет появление нового компьютера от IBM: "Мы ожидаем, что идление под условным названием "Орешек" появится в октябре. Ожидаемая цена - около 700 долларов. Это будет мощный удар по всему рынку домашних компьютеров". Как это сможет повлиять на ваш выбор?

Если вам нравится компьютер Apple, но не нравится его цена, появление компьютера IBM может быть хорошей новостью, потому что компания Apple скорее всего снизит цену своей машины для сравнения с "Орешком". Цены на другие компьютеры упадут соответственно. Потребители выиграют от такой конкуренции, а компьютер определенно IBM будет способствовать обострению такой конкуренции. Какой бы вы компьютер ни выбрали, к Новому году он будет стоить дешевле, чем сегодня. [С оригинальной статьи сканировано и редактировано Деннисом Брауном (Dennis Brown)]

BEST TEXAS INSTRUMENTS SOFTWARE, THE: Лучшие программы корпорации - название книги, изданной в 1984 г. компанией "Publications International, Ltd." код регистрации ISBN 0-88176-149-4. Цена не указана. 160-страничная книга с переплетом на пружинке, украшенная Джеффом Гапнером (Jeff Hapner) и Барбарой Клеменс (Barbara Clemens), текст написан Брайаном Старфайром (Brian Starfire). Содержит единственное, как мне кажется, упоминание об игре на картридже "Choplifter" среди всех книг, изданных в период 1983-84 гг. для пользователей компьютера "TI-99/4A". Здесь также содержится описание других разнообразных программ, причем описания как будто взяты с упаковок этих самых товаров. Книга состоит из введения и 8 разделов: Редакторы текста, Бизнес-приложения, Домоводство, Образование, Работа в сети, Стратегические игры, Аркадные игры, Утилиты для программирования. Здесь же дается нечто вроде рейтинга программ, который объявлен как "...средняярейтинговая оценка, присвоенная Группами пользователей компьютеров "Texas Instruments" каждой программе". Я не уверен, что Группы пользователей тут действительно отметились, но мне кажется, что по прошествии 18 лет с момента выхода книги эта информация гораздо менее важна, чем в то время, когда для читателя она могла послужить основанием для принятия решения о покупке той или иной программы. Кроме того, я бы отнес эту книгу к сравнительно редким. Она не упоминается ни в одном книжном каталоге после ноября 1983, когда с рынка Домашних компьютеров ушла корпорация "Texas Instruments".

BEYOND: название компании, которая рекламировала кабели для кассетных магнитофонов для компьютеров TI-99/4A в на стр.136 майского выпуска 1984 года альманаха "Computer Shopper". Компания управлялась Стюартом Дэвисоном (Stuart Davison) и имела в 1984 году адрес: 2575 N. Country Club #F-6 Tucson, AZ 85716 (США). Одноименная компания рекламировала программу "Fontmaster" на стр.22 августовского 1985 года выпуска альманаха "MICROpendium". В этой рекламе был указан адрес: 2849 N. Flanwill Tucson, AZ 85716 (США).

BEYOND PARSEC: За Парсеком - по каталогу Triton номер BDAP, по каталогу Tenex номер 80192. Это игра для двух играющих по мотивам игры "Parsec", причем очень на нее похожая. выпущена в 3-ем квартале 1988 гг. Джоном Филлипсом (John Phillips) по мелкооптовой цене $19.95.

BEYOND SPACE: Далекий космос по каталогу Unisource номер STA 109. Это картридж с игрой для двух пользователей; задача - растрелять астероиды, которые летят со всех сторон. Внешне и по геймплею очень напоминает игру "Asteroids" от компании Atari для их компьютера "Atari-2600". Единственное упоминание об этой игре найдено в мартовском 1985 года выпуске альманаха "MICROpendium" в статье про компанию "Exceltec" и про созданные ею программы на картриджах. Единственным попавшимся мне каталогом, в котором упоминается эта игра, оказался каталог "Unisource Encyclopedia" за 1984/85 гг.

BEYOND WORDWRITER: Продвинутый Wordwriter - по каталогу Triton номер 2017. Это клон текстового процессора TI-Writer на картридже.

BIES, BILL: Билл Бейз - виртуоз программирования на языке Ассемблера, который написал игру "Arcturus", которая была клоном игры "Zaxxon". Билл также написал игру "Arthropod" - клон игры "Centipede", и игру "AsTIroids", котоорая была клоном игры "Asteroids". Все эти программы были написаны под именем компании "North Hills Software, которую сам Б.Бейз основал в возрасте 14 лет.
  • Arthropod (вып.1983 г., для TI99, собств. North Hills Software) клон Centipede;
  • AsTIroids (вып.1983 г., для TI99, собств. North Hills Software) клон Asteroids;
  • Arcturus (вып.1985 г., для TI99, собств. Exceltec) клон Zaxxon.

BIGFOOT: картридж PHM 3151; выпущен в 4-м квартале 1983 г. по мелкооптовой цене $49.95. Manufacturer: "Milton Bradley", programmer: Warren Amerman.
REVIEW: Grade A+: Now here stands a game that is literally at the pinnacle (or one of the pinnacles) of TI-99/4A gaming. As with Blasto and Hustle from last months article, Bigfoot is another one of those Milton Bradley masterpieces. Considering how well Milton Bradley programmed their games, one has to wonder why they never came out with their own video game system as it sure would have been a great machine. But enough of my rambling, on to the Bigfoot review!
The game pits you, a mountain climber, against the dreaded Bigfoot who stands at the top of the mountain. The goal of the game is to reach the summit and lower a cage to capture the beast. As with any video game it wouldn't be a challenge if all you had to do was simply get to the top of the mountain, so there are a number of obstacles that stand in your way of getting there. The biggest obstacles are the boulders that Bigfoot himself rolls down the mountain at you. These big rocks will roll along the ledges of the mountain until they fall off at the bottom of the screen. The only way to avoid them is by clinging to the ropes that you can throw to each ledge (as seen in the screen shot to the right). This can prove to be very tricky since you have to keep a sharp eye out for the boulders and make sure you throw a rope out before they get too close or otherwise you'll be knocked off the ledge and plummet to your death.
In addition to the ropes helping you avoid boulders being rolled down the mountain, they also are your only device to get to the summit or travel from ledge to ledge. This is perhaps the most interesting aspect of the game since there is no predefined path like in a game such as Donkey Kong. Many games from this time period would have had ladders on the mountain that you would have had to climb, but not here! You must seek out your own path to the top, which not only makes this game more difficult but also much more unique. It's mostly because of this twist that the game has been considered one of the top TI-99/4A games. Now in addition to just climbing the ropes and avoiding boulders, there are actually crows that will fly past at random that can snatch the rope you are on and leave your climber yelling "Put me Down!" (if you have the speech synthesizer or MBX system). Well the crow does indeed put you down, he drops the rope right in mid-air! Needless to say this leads to the loss of one of your lives.
The final aspect of the game that needs to be mentioned is that you cannot just climb to the top of the mountain, but actually need to pick up the gold and climbing supplies which are strewn about on various ledges. However, you must collect these items in a certain order (one of the climbing supplies must be gathered before you can pick up one of the gold piles) and only after all these things are collected can you reach the top and cage Bigfoot.
Overall, this game really shines not just in terms of its gameplay but also because of the beautiful graphics and the speech synthesis. From the realistic sound of a metal hook latching on to a ledge to the sound of your climber yelling "Put me down...Ahhhhh!!!!!" (as he falls his voice slowly fades away) this game really demonstrates how well Milton Bradley knew the TI-99/4A! In addition, if you happen to have an MBX system then the player can take advantage of the comfortable 360º Analog Joystick that Milton Bradley made for the device. All in all, this game is a MUST HAVE and is in my TOP 10 games for the TI-99/4A. I've seen this game pop up on eBay every now and then and it is highly recommended for anyone interested in collecting/playing on the TI-99/4A system, so be sure to grab it.

BINGO: Бинго - игра от компании "Comprodine", выпущена в 1987 г. по мелкооптовой цене $5.00. -- Простейшая игра, простые выборы, простейшее развлечение от Роберта Меритта (Rodger Merritt). Смешение языков программирования Ассемблера и Extended BASIC. Распечатывает карты для лото Бинго быстрее, чем 1 в минуту. Называет через Синтезатор речи и показывает на экране каждый выигравший номер. Показывает все номера и произносит их сумму.

BIRDWELL, JOHN: Бердвелл Джон - Джон умер в возрасте 41 года от рака легких 27 декабря 1990 года. Он был известным программистом на языке Ассемблера, который создал для нас такие программы, как Дисковые Утилиты (Disk Utilities), участвовал в написании диск-менеджера MDM5 для компьютера Myarc, текстового редактора  MICROword для редакции альманаха MICROpendium и другие программы. Джон был членом группы пользователей Chicago TI Users Group.

BITS, BYTES & PIXELS: это название альманаха группы пользователей Ohio TI-99 Users Group из города Лима, штат Огайо. Первый выпуск вышел в августе 1985 года. В последующие года выходило по 10 номеров с перерывом на июль-август. Выпуск альманаха прекращен в октябре 1997 года.

BLACKJACK & POKER: Блэкджек и покер - картридж PHM 3033 выпущен в 1 квартале 1981 года по мелкооптовой цене 24,95 долл. – Это один из самых первых картриджей для работы с компьютером TI-99/4, а это означает, что и графика у него была не слишком хорошая, попросту из-за ограниченных возможностей видеопроцессора TMS9918. Тем не менее, программа пользовалась известным успехом, поскольку изображение карт на экране не требует особенных графических изысков, чтобы быть играбельной. К сказано в документации (1037109-33), “Наслаждайтесь совсем настоящей игрой в Блэкджек или в Покер. Можно играть одному, можно с друзьями, и всегда вы получите удовольствие от этих карточных игр”. Программа занимает всего 6 Kб и предоставляет возможность сыграть против компьютера, или с четырьмя друзьями. Мне ни разу не попалась обновленная инструкция (индекс 1053590) к этому картриджу.

Комментарий пользователей: Если вам нравится в реале играть в Блэкджек и Покер, вы непременно купите этот игровой картридж. Устанавливаете его, усажиаетесь поудобнее и расслабляетесь, пока на экране копьютера проходят пояснения к правилам игры. Одновременно могут играть в обе игры до 4 участников. Она позволяет выбрать размер своей первой заходки. Она перемешивает карты, раздает их, ведеть записи. Кроме того, игра определеяет выигравшего (выигравших) и раздает взятки. По желанию, можно играть в длинную или в короткую игру, в полном соответствии с правилами реальной игры. Нельзя только мухлевать, так что победителями и проигравшими игроки становятся только сообразно своему умению играть. Мне на самом деле нравится играть в блэкджек, вне зависимости от количества денег в кармане, от того, сколько я выиграю или сколько проиграю.

BLACK, JODY: Джоди Блэк - основала корпорацию Tronics в июле 1981 г.

BLACKHOLE: Черная дыра - номер #BABD по каталогу Triton. Выпуск в 3 квартале 1987г. по мелкооптовой цене 19,95 долл. компании DaTaBioTics. На черном фирменном картридже белая этикетка с черными буквами. Документация: Буклет с картонной желтого цвета обложкой. Оригинальная игра была создана Томом Гринером (Tom Griner) для компании Creative Software в 1982 г. для использования на компьютере Commodore VIC-20. Версия для платформы TI-99 была создана Стивом Лампке (Steve Lampke) и Эдом Ли (Ed Lee), которые в 1983 г. зарабатывали под вывеской Cactus Eaters.

BLAIR, HARRY: Гарри Блэр - Художник журнала "Compute!" в начале 1980-х гг.

BLANTON, ANDY: Энди Блэнтон - Автор программы Mini-Memory на Ассемблере, которая позволяла защищать программы на языке TI BASIC от просмотра командой LIST.

BLASTO:игра на картридже PHM 3032. Выпущена в 1 квартале 1981 г. по мелкооптовой цене 24,95 долл. Программа компании Milton Bradley, выпущенная по лицензированная у "Texas Instruments". Как сказано в сопроводительной документации, "Вы берете на себя командование боевым танком, который движется через опасное минное поле. Набирать очки можно, уничтожая мины или взрывая вражеские танки". Blasto - одни из первых игровых программ для компьютера TI-99/4, так что в результате графические примитивы скорее похожи на буквы, чем на спрайты.тем не менее, в игру играть интересно, притом что она еще и поддерживает джойстики (в инструкции названные Проводными Дистанционными Контролллерами - Wired Remote Controllers). Во введении Инструкции можно прочесть следующее: "Вы можете удивиться, что может быть интересного в задаче провести танк по минному полю? (Бах...мимо! Еще попытка) Картридж Blasto, созданный компанией Milton Bradley, передает вам командование боевым танком. Цель игры - провести свой танк через усеянное минами поле, взрывая как можно больше мин, объезжая опасные баррикады, при этом стреляя по врагу. В зависимости от типа выбранной игры, можно играть на время, стараясь раз за разом увеличить набранную сумму очков; можно играть против друга и постараться подбить его танк, а также мины на поле; скорость танка можно повышать по мере роста вашего мастерства". Я могу доказать, что игра Blasto была выпущена на картридже с черным корпусом и черной этикеткой типа А с оранжевыми буквами, с копирайтом 1980 года компании Milton Bradley, и с значком регистрации торговой марки за компанией Milton Bradley в середине нижней части этикетки. Имется также картридж черного цвета с красным ярлыком типа С, с копирайтом 1982 года корпорации TI. Инструкции бывают в старомодном оформлении типа 1037109-132, новомодные типа 1053590-32, а также сделанные для распространения за пределами США без указания номера версии.

Комментарии пользователей: Это не самый лучший из картриджей с аркадными играми, но один из самых лучших. Маленьким детям он нравится, похоже, всем. Нужно мины подвзорвать или другой танк... за маленькие мины дают мало очков, за обьшие - больше очков, и еще больше - за вражеский танк. Можно играть одному и вдвоем, под приятную музычку, много настроек (режим тренировки, изменение скорости, плотность мин на поле, невидимость, расставалять препятствия и т.п.). Очистить минное поле - не простая работа!..

BLUEGRASS SWEEPSTAKES: производство "Bluegrass Pewterware"; по каталогу Tenex номер 10603. Вып. 1980 г. по мелкооптовой цене $10.00. Это игра на языке TI BASIC написана Томасом Кроном (Thomas Krohn), выступившим под псевдонимом Pewterware. Цель - выиграть как можно больше денег, делая ставки на лошадей в девяти забегах рысаков. Играть могут от 1 до 8 участников. Каждый игрок в начале имеет 1 тыс. долларов. Все ставки должны быть не меньше 2 долларов и нарастают не меньше чем по доллару. На одну скачку каждый игрок делает одну ставку. На каждую скачку следует указать величину ставки в долларах, номер выбранной лошади, а также объявлять или нет выигрыш. После того, как все ставку будут сделаны, происходит гонка, после чего объявляются ее результаты. Девятая гонка - тотализатор: победители первых восьми заездов состязаются против остальных в этой гонке тотализатора.

BLUE SKY RANGERS: это название группы компьютерных программистов, которые писали игры для компании "Mattel Electronics" и ее машин Intellivision, Intellivision II, III и IV с момента ее основания в 1980 году до ликвидации в 1991 г.

BOGGS, LARRY: Ларри Боггс - управляющий компанией "El Dorado Trading Company", когда они получили склад с компьютерами "TI-99/4A" на 1 млн. долларов.

BOLO ISLAND: остров Боло - место археологических раскопок в образовательной программе "Reading Flight" на картридже производства "Scott, Foresman and Company".

BOOK TITLES: список книг - наболее полный список книг для платформы TI-99 доступен в коллекторе "The Cyc".

BLACK * JACK: Блэк-Джек - см. статью "ATMenterprises".

BOUNCER: Попрыгунчик - производство "Extended Software"; вып. 1982 г. по мелкооптовой цене 15 долларов. Кенгуру нужно перепрыгнуть с трамплина на трамплин, набирая очки и уворачиваясь от стрел, котоорые его хотят сбить. Игра доступна на дискете или на компакт-кассете. Для игры требуется джойстик.

BOWDEN, BRUCE: Брюс Боуден - автор графической подсистемы "Graphic Assault System" для компьютеров "Commodore 64" и "128" в 1987 г. Бывший технический редактор в журнале "Compute!'s Gazette" специализированном для компьютеров "Commodore".

BOWLES, KENNETH L.: Кеннет Л. Боулс - Директор института Информационных услуг Калифорнийского университета в г.Сан-Диего во времена создания межплатформенного языка программирования UCSD Pascal. Подробности см. в статье "UCSD Pascal".

BOX CAR 32K RAM EXPANSION: по каталогу Unisource индекс BOX 100; вып.1983 г. по мелкооптовой цене $129.95. Угловатая малопривлекательная "коробка", которая подключалась к разъему на правой стенке консоли компьютера TI-99/4A и обеспечивала 32Kб дополнительной памяти, при том, что к коробке можно было подключать "в цепочку" другие периферийные устройства. (см. каталог "Unisource" на осень 1984 года, стр.2).

BOX CAR RS232 INTERFACE: по каталогу Unisource мндекс BOX 101; вып.1983 г. по мелкооптовой цене $129.95. Угловатая малопривлекательная "коробка", которая подключалась к разъему на правой стенке консоли компьютера TI-99/4A и предоставляла 1 последовательный и 1 параллельный порты, aпри том, что к коробке можно было подключать "в цепочку" другие периферийные устройства. (см. каталог "Unisource" на осень 1984 года, стр.2).

BOZEMAN, JIM: Джим Боузман Автор игры Moon Base Rynin (Лунная база "Рынин"), вып.1983г. для платформы TI99 права принадлежат компании "CMS Systems".

BRACKMANS, STEPHEN M.: Стивен М. Бракманс - автор утилиты технической графики "Starfleet Technical Drawings" для программы рисования "TI-Artist", который распространяла компания "Texaments".

BRAND MONSTERS: Истинные чудовища - один из видов "врагов", с которыми нужно бороться в игре "Chisolm Trail".

BRATTAIN, WALTER: Уолтер Браттин, ученый из компании "Bell Labs", который совместно с Джоном Бардиным (John Bardeen) и Уильямом Шокли (William Shockley) в 1947 году создали транзистор.

BRIGHT BEGINNINGS SERIES: Серия программ на четырех картриджах, созданная компанией "Milton Bradley" для использования совместно или без модуля синтезатора речи. Ее внедрение помогает детям узнавать, разбираться и обучаться с помощью усовершенствованных графических приемов. Иыпущены картриджи "Honey Hunt" (За медом), индекс PHM 3156), "I'm Hiding" (Я спрятался), индекс PHM 3135, "Soundtrack Trolley" (Музыкальный троллейбус), индекс PHM 3157 и "Terry Turtle's Adventure" (Приключения черепашки Терри), индекс PHM 3154. все они вышли в 4-м квартале 1983 по розничной цене от 49,95 до 59,95 долл.

BRISTOW, STEVE: Стив Бристоу - спроектировал аркадную игрушку "TANK" для компьютеров "Atari".

BRODERBUND SOFTWARE INC: корпорация, созданная братьями Гэри и Дугом Карлстон (Carlston Gary, Doug), которые назвали свою компанию на родном скандинавском языке: название переводится как "Братство". Располагавшаяся по адресу: 17 Paul Drive San Rafael, CA 94903 (415) 479-1170 (США), эта компания по разработке программ собиралась (но так и не собралась) создать версии игр "Choplifter" и "David's Midnight Magic" в формате картриджей для компьютера TI-99/4A. См. также статьи на стр.47 в сентябрьском номере за 1983 год журнала "Enthusiast 99" или на стр.314 в ноябрьском выпуске за 1983 год журнала "Compute!".

BUCK ROGERS: Бак Роджерс - игра на картридже PHM 3226; вып. в 4-м квартале 1983 г. по мелкооптовой цене 29,95 долл. Полное название игры на картридже, лицензированной у компании SEGA, - "Buck Rogers: Planet of Zoom" (приключения Бака Роджерса на планете Зум). как сказано в документации (индекс 1053590-2026), "Вы - Бак Роджерс и должны спасти планету Зум от вторжения Чужих. Управляйте своим космическим кораблем с командного поста. Нужно уничтожить зловредных Космических Кузнечиков (Space Hoppers) и Чужие Тарелки (Alien Saucers). В конце вас ждет сражение не на жизнь, а на смерть с наводящим ужас Материнским Кораблем чужих (Mother Ship)." В игре синтезатор речи поддерживается, но не требуется. Можно почитать по теме статьи на стр.47 сентябрьского выпуска за 1983 год журнала "Enthusiast 99", на стр.31 журнала "Homecomputer Magazine" том 4, №4, или на стр.84 в альманахе "Software Buyer's Guide" за 1984 год.

BUCY, J. FRED: Фред Бьючи - номер второй в руководстве корпорации "Texas Instrument" эпохи Домашнего Компьютера TI-99, и который лично ответственен за принятие решения о переводе отдела Потребительских Изделий в г.Люббок, штат Техас, который располагался всего в 45 км от места его проживания в г. Тахока там же в Техасе. Подобно исполнительному директору Марку Шеперду (Mark Shepherd), Бьючи был типичным носителем корпоративного культа "Texas Instruments", который и привел к краху проекта "99/4A". В статье "Смерть Компьютера" Джозеф Ночера (Joseph Nocera) указывает на инцидент, в котором ярко проявился этот культ: инженер "Texas Instrments" высказал предположение, что следует отказаться от использования процесора TMS 9900 в "родном" компьютере TI-99/4 в пользу более распространенного в промышленности 8-битного процессора Z80. Бьючи сказал инженеру взять каталог выпускаемых "Texas Instruments" процессоров и "показать, где этот процессор в нашем каталоге".

BULLETIN BOARD LIST: название списка 1990 года BBS-станций для компьютера TI-99/4A.

BUNS LTD.: Автор (авторы) игры на картридже "Space Patrol", которая была анонсирована компанией "Exceltec" в марте 1985 г. и выпущена в свет компанией "DataBioTics" в 1989 г.

BURCK, JAMES: Джеймс Барк - автор игры "Galaxy" (вып. 1983 г., тип TI99, компания Avalon Hill) для компьютера "TI-99/4A Home Computer".

BURGERTIME: картридж номер PHM 3233, выпущенный в 1-м квартале 1984 г. по мелкооптовой цене $15.95. Это портированная популярная аркадная игра, лицензированная у компании "Data East". В версии для компьютера "TI-99/4A" нажатием кнопок Shift 8 во время просмотра экрана приветствия можно вызвать сообщение "Code modifications by John M. Phillips" ("Код переписан Джоном М. Филлипсом"). Хотя имя программиста, создавшего версию для компьютера TI-99/4A, не было упомянуто в документации (рег.номер 1053590-2033), Филлипс сам вставил этакий неистребимый сувенирчик, чтобы любой знал, кто написал программу. Как сказано в документации, "В игре вас зовут директор Питер Пеппер. Свирепые корнишоны, ужасные булки-с-сосисками, и грозные яйца вторгаются на вашу кухню! Успеете ли вы справится с пришельцами и наготовить бургеров?" Хотя игра была популярна благодаря отсутствию в ней насилия и бесконечной стрельбы, сама по себе тема была не очень играбельной. В принципе, это был ремейк хорошо известных многоуровневых игр типа Lode Runner, TI Runner, Midnite Mason, Miner 2049er, Gravity Master и одому Богу известно, скольких еще программ. Во всяком случае, этот картридж не был среди самых распространенных, потому что он вышел на рынок программ для компьютера TI-99/4A только в 1984 г., спустя почти два месяца после 28 октября 1983 года, когда корпорация "Texas Instruments" покинула рынок домашних компьютеров.

BURT, JON: Йон Барт: житель города Санта-Ана в Калифорнии; соавтор программы TI-Runner вместе с Скоттом Эмери (Scott Emery). Программа TI Runner со Скоттом Эмери (издана в 1984 г. для платформы TI-99 компанией EB Software) переиздана под названием Star Runner в 1987 г. для платформы TI-99 компанией DaTaBiotics). См. также журнал "99er" за январь 1983, стр.7

BUSINESS AIDS LIBRARY: Библиотечка в помощь бизнесу - серия небольших прикладных программ для бизнеса, созданных в самых разнообразных форматах (на языке TI BASIC; на языке TI BASIC с подключением картриджа "Personal Record Keeping/Statisitcs"; или на языке Extended BASIC), которая бла издана в течение 1-2 кварталов 1981 года. Программы были неудобны в пользовании, медленно работали, не вполне удовлетворяли многим целям бизнеса, и за исключением программы "Lease/Purchase" ("Купить - Взять напорокат"), все они требовали серьезных затрат на приобретение дополнительных устройств. тем не менее, сравнительно с аналогами, имевшимися в то время на рынке для других платформ и для более мощных компьютеров, эта библиотечка была совсем неплоха, если не принимать во внимание стоимость оборудования, с которым эти программы должны были бы работать.
  • дискета PHD 5022 "Business Aids-Finance Management" (Управление финансами); вып. в 1-м квартале 1981 г.; мелкооптовая цена $39.95
  • дискета PHD 5024 "Business Aids-Inventory Management" (Управление складом); вып. в 1-м квартале 1981 г.; мелкооптовая цена $69.95
  • дискета PHD 5027 "Business Aids-Invoice Management" (Управление счетами); вып. во 2-м квартале 1981 г.; мелкооптовая цена $69.95
  • дискета PHD 5029 "Business Aids-Cash Management" (Управление наличностью); вып. в 2-м квартале 1981 г.; мелкооптовая цена $39.95
  • дискета PHD 5038 "Business Aids-Lease/Purchase" (Купить - Взять напрокат); вып. в 2-м квартале 1981 г.; мелкооптовая цена $69.95
  • кассета PHT 6038 "Business Aids-Lease/Purchase" (Купить - Взять напрокат); вып. в 2-м квартале 1981 г.; мелкооптовая цена $59.95

BYERS, ART: Арт Байерс: человек, длительное время работавший для сообщества пользователей домашнего компьютера TI-99 в базировавшейся на город Вестчестер группе пользователей "NY 99ers User Group". В 1987 году был координатором компьютерной ярмарки "T.I.C.O.F.F" в Нью-Джерси; подготовил и издал дискету "Best Articles of 1985" с коллекцией лучших статей, посвященных всему, имеющему отношение к компьютеру TI-99/4A.

BYNITES:"Бюниты" - корабль пришельцев: одна из 8 опасностей в игре "Parsec"; имя получилось от фамилии Дона Бюнума (Don Bynum) - менеджера отдела Персональных Компьютеров.

BYNUM, DON: Дон Бюнум - менеджер отдела Персональных Компьютеров корпорации "Texas Instruments" в 1981 г.


Возврат к содержанию Энциклопедии терминов
Возврат к содержанию Энциклопедии терминов TI-99/4A




Hosted by uCoz